Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015

Комментарии к урокам
Актуализация ситуации речевого общения. Закрепление алгоритма проведения звукового анализа и порядок действий при списывании

Задачи урока: актуализировать ситуации речевого общения, в которых необходимо указывать возраст; знакомить с нормами речевого этикета; анализировать текст со словами, сходными по звучанию; закреплять алгоритм проведения звукового анализа и порядок действий при списывании.

Рубрика «Давай подумаем» с опорой на дидактические рисунки организует обсуждение речевых ситуаций, в которых необходимо указывать свой возраст. При анализе каждого объявления (запись в секцию, предупреждение, информация о цене билетов) необходимо не только обратить внимание на возрастные ограничения, но и напомнить ученикам, что объявления, предупреждения, информация — это разновидности письменной речи, т. е. один из вариантов общения.

Рубрика «Обрати внимание» подводит итоги наблюдения в рубрике «Давай подумаем».

Упражнение 1 (речь) — анализ ситуации речевого общения. Текст в юмористической форме обращает внимание учащихся на то, что для ситуаций, приведённых в рубрике «Давай подумаем», важно точно знать, не сколько, например, записывающемуся в секцию лет, месяцев и дней, а сколько исполнилось полных лет. Анализ текста упражнения и последующее обсуждение должны сформировать у учеников навык указания своего возраста (полных лет) в тех ситуациях, когда это оговорено какими-то рамками (запись в секцию, покупка билета и т. д.). Текст упражнения и вопросы к нему читает учитель.

Упражнение 2 (речь; работа в парах) — продолжение обсуждения ситуаций рубрики «Давай подумаем». Может быть предложено для парной работы только подготовленным ученикам. Не рекомендуется для фронтальной или самостоятельной работы. Задача данного упражнения состоит в том, чтобы в совместном обсуждении ученики определили ситуации, в которых возрастные ограничения, представленные словами уже и ещё, регламентируют поведение. Например, если в объявлении «Приглашаем мальчиков 8 лет и старше в секцию карате» чётко указан возраст, то из предложенных в упражнении вариантов единственно возможный — «Мне ещё только семь лет» («Я не могу записаться в секцию, так как мне меньше лет, чем указано в объявлении»). Однако следует учесть, что ученики с хорошим языковым чутьём и хорошо развитой речью могут самостоятельно расширить контекст и предложить следующий вариант ответа: «Мне уже семь лет. Значит, в следующем году я смогу записаться в секцию карате». Такие ответы учащихся необходимо приветствовать, однако не рекомендуется специально стимулировать рассуждения учеников дополнительными вопросами: «Если тебе сейчас 7 лет, а в секцию карате записывают с 8 лет, то для тебя 7 лет — это „уже“ или „ещё“?» Подобные вопросы только запутают учеников и не будут способствовать чёткому осознанию тех речевых ситуаций, в которых необходимо указывать свой возраст или его оценку («ещё» или «уже»).

Упражнение 3 (язык) — формирование нормы правильного употребления слов. Выполняется фронтально с комментариями учителя. Если ученики не могут выбрать нужное слово, учитель предлагает правильный ответ без дополнительного обсуждения. Рекомендуется выписать на доске те слова, которые должны записать ученики.

Рубрика «Обрати внимание» регламентирует (без обсуждения с учащимися) нормы речевого поведения.

Упражнение 4 (язык) — наблюдение за омонимами (без введения термина). Текст стихотворения читает учитель, после чего предлагает проанализировать значение слов мишка и Мишка. Рекомендуется сказать ученикам, что с подобными языковыми явлениями они подробно познакомятся во 2 классе. В классах с высоким уровнем подготовленности учеников можно привести дополнительный пример: Над равниной парит орёл. В каникулы я поехал к бабушке в Орёл.

Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)

Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1. Выполняется самостоятельно.

Упражнение 2 — совершенствование графического навыка в процессе отработки написания заглавных букв Б, В, Д, которые учащиеся начальной школы иногда склонны смешивать. Выполняется письменно, фронтально. Первая строчка направлена на отработку первого элемента заглавной буквы Б, а также букв Б, В. Как обычно, перед началом работы нужно обязательно обсудить, чем эти буквы похожи и чем они различаются. Особое внимание при написании элементов этих букв необходимо обращать на место пересечения линий, образующих петлю. На второй строчке к отрабатываемым буквам добавляется заглавная буква Д. Две следующие строчки целесообразно использовать в зависимости от особенностей сформированности графического навыка у учащихся класса.

Вариант выполнения. Привлечь материал предыдущего урока и на третьей строчке прописать заглавные и строчные буквы Б, б, В, в, Д, д. Четвёртую использовать для диктанта: ученики записывают первые буквы называемых учителем слов. В ходе диктанта учащиеся должны держать под контролем не только выбор буквы из числа отрабатываемых, но и правило написания заглавных букв. Набор слов может быть таким: девочка, Валя, Борис, Дима, ветер, берёза, берег, Даша, Вера, диван, вода, бабочка, Владимир, Белова, друг, Драгунский.

Упражнение 3 — совершенствование проведения звукового анализа, сопоставление звукового состава и буквенной записи слов. Правильность выполнения зависит от того, будут ли учащиеся ориентироваться именно на звучание слова при выборе модели. Целесообразно предложить учащимся сначала самостоятельно соотнести слова и модели, а потом обязательно с максимально развёрнутым комментированием разобрать это упражнение. Правильное выполнение упражнения:

Упражнение 4 — уточнение и расширение словарного запаса учащихся в процессе наблюдения за омонимами; закрепление правила написания заглавной буквы в именах. Выполняется фронтально. Запись на доске и в тетрадях: (с) поля — Поля, Серёжка — серёжка.

Дополнительные задания

1. Списать всё стихотворение или первые две строчки в рабочую тетрадь.

2. Вспомнить пары слов, аналогичные паре Серёжка — серёжка (снежок — Снежок, зорька — Зорька и т. д.).

Упражнение 5 — отработка умения задавать вопрос к слову, находить слова, отвечающие на заданный вопрос. В сильном классе выполняется письменно, в парах, в классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в изучении русского языка, — фронтально.

Возможные трудности связаны с тем, что слова в стихотворении стоят не в начальной форме. Как носители языка, учащиеся могут поставить их в начальную форму.

Упражнение 6 — отработка действия списывания. Перед самостоятельным списыванием целесообразно в ходе фронтальной устной работы поставить ударение, разделить слова на слоги.

Возможная трудность. Чтобы предотвратить ошибки, следует до начала работы подчеркнуть «опасные» места в словах возраст, тысячи, а также в названиях городов: Великий Новгород, Казань, Смоленск.

Дополнительная работа

1. Записать отработанные на предыдущем уроке словарные слова дорога, фамилия, до свидания под диктовку учителя.

2. Списать в тетрадь с доски начало предложения: Я знаю четыре города: ..., вспомнить названия городов и записать их в алфавитном порядке.

Ваш комментарий к уроку