Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015

Комментарии к урокам
Подготовка к знакомству с правилами написания адреса. Повторение правила написания прописной буквы и работа со слоговыми схемами

Задачи урока: готовить к знакомству с правилами написания адреса; повторить правила написания прописной буквы и работу со слоговыми схемами; отработать порядок действий при списывании.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» организует обсуждение проблемных вопросов к предложенному тексту. Важно, чтобы ученики самостоятельно пришли к выводу о необходимости указания адреса, вспомнили речевые ситуации, в которых приходится указывать собственный адрес (письмо, открытка, приглашение в гости).

Упражнение 1 (язык) — повторение правила написания прописной буквы. Выполняется фронтально. При необходимости учитель напоминает материал рубрики «Тайны языка» из урока 7. В классах с невысоким уровнем подготовленности учащихся учитель записывает правильные варианты ответов на доске, после чего ученики списывают их с доски, повторяя параллельно порядок действий при списывании.

Упражнение 2 (язык; трудное) — формирование навыка правильной записи собственного адреса. Выполняется самостоятельно (ученики сами записывают свои адреса) только в классах с высоким уровнем подготовленности учащихся. Если учитель считает необходимым выполнить данное упражнение со всем классом, рекомендуется раздать каждому ученику отдельный листок, на котором записан его адрес (информацию учитель берёт из классного журнала), причём запись адреса на листке должна соответствовать образцу из упр. 1 (с прописными и строчными буквами в скобках).

Рубрика «Обрати внимание» объясняет, зачем нужно знать и правильно записывать собственный адрес.

Упражнение 3 (язык) — закрепление предшествующего материала, отработка порядка действий при списывании. Рекомендуется во всех классах проанализировать вопрос: «Дойдёт ли письмо с таким адресом?», а списывание текста предложить только тем ученикам, которые испытывают трудности с выполнением подобного рода заданий. В некоторых изданиях рядом с текстом упр. 3 отсутствует рисунок (техническая ошибка). Учитель может предложить ученикам в тетрадях или на отдельных листах оформить конверт: записать адрес (списывают из текста) и нарисовать небольшой рисунок на конверте. Некоторые ученики могут высказать предположение, что конверт с адресом, который приведён в тексте, не дойдёт до адресата. В этом случае следует сказать ученикам, что для сказочной ситуации информация на конверте достаточно полная.

Упражнение 4 (язык) — отработка умения делить слова на слоги, определять место ударения. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей проверкой. Учитель предлагает записать по одному слову к каждой схеме. Возможные варианты:

возле, Кузе, здравствуй, очень, память, лета

тебе, своё

станции, пёрышко

скучаю, ответа

хорошо, соловей

Вариант выполнения. В классах с большим количеством учащихся, испытывающих трудности, выполнение упражнения можно разбить на два этапа. Сначала предложить найти в тексте все слова, состоящие из двух слогов, записать названные слова на доске, в процессе коллективной работы поставить в каждом знак ударения и после этого записать по одному слову к первой и ко второй схемам. На втором этапе аналогичная работа проводится со словами, состоящими из трёх слогов.

Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)

Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.

Упражнение 2 — совершенствование графического навыка в процессе написания элементов букв и строчных букв и, ц, у. Выполняется письменно, фронтально. На первой строчке отрабатываются короткая линия с закруглением внизу, короткая линия с закруглением внизу и короткой петлёй, длинная линия с длинной петлёй. Короткая линия с закруглением внизу и короткой петлёй отрабатывалась на предыдущем уроке, на данном уроке внимание уделяется дифференциации этого элемента и длинной линии с длинной петлёй. Перед началом работы на второй строке важно обсудить с учащимися, в чём сходство и различие между строчными буквами и, ц и у. Третью строчку целесообразно использовать для диктанта букв по описанию. Примерный текст может быть таким: «Это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и короткой линии с закруглением внизу и короткой петлёй (ц); это буква, которая состоит из двух коротких линий с закруглением внизу (и); это буква, которая состоит из двух коротких линий с закруглением внизу и короткой линии с закруглением внизу и короткой петлёй (щ); это буква, которая состоит из трёх коротких линий с закруглением внизу (ш); это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и длинной линии с длинной петлёй внизу (у)». Буквы могут повторяться несколько раз. На последней строчке можно прописать различные буквосочетания, составленные из отрабатываемых букв. Например, иц, ци, уц, цу, иу, уи.

Упражнение 3 — отработка умения делить слова на слоги, определять место ударения. Выполняется письменно, в парах. Параллельно три пары работают у доски, на которой учитель заранее начертил слогоударные схемы. Каждая пара заполняет один из столбиков. Результат работы:

Ни в один из столбиков не должны быть записаны слова хотел, помоги, тетрадь, письмо, ответ.

Возможную трудность может представлять определение места ударения в слове строчная. Следует сообщить классу правильный вариант произношения.

Дополнительное задание. Подобрать свои слова для каждого столбика, чтобы все четыре строчки были заполнены. Возможные варианты: для первого столбика — звуки, ручка, имя; для второго — подписи, здание, домики; для третьего — дорога, деревня, посёлок, конверты.

Упражнение 4 — отработка написания названий городов, улиц, рек, морей с заглавной буквы. Выполняется письменно, самостоятельно.

Вариант выполнения. Для сильных учащихся задание можно усложнить, предложив им записывать географические названия в алфавитном порядке. В этом случае выполненное задание будет выглядеть так: города: Казань, Москва, Смоленск реки: Волга, Ока улицы: Волкова, Обручева моря: Красное, Чёрное

Дополнительное задание. Списать в рабочую тетрадь первоначальный материал упражнения, чтобы отработать написание нарицательных существительных со строчной, а собственных — с заглавной: город Москва, река Ока и т. д.

Упражнение 5 — отработка написания словарных слов. Выполняется письменно, фронтально. Вписываются словарные слова спасибо, адрес, пожалуйста, до свидания.

Дополнительные задания

1. Придумать предложения с оставшимися словарными словами (дорога, фамилия), наиболее интересные записать в тетрадь под диктовку учителя.

2. Списать письмо в рабочую тетрадь.

Упражнение 6 — закрепление действия списывания. Перед самостоятельным списыванием целесообразно в ходе фронтальной устной работы поставить ударение, разделить слова на слоги, подчеркнуть в этих словах «опасные» места. Особое внимание стоит обратить на слова Санкт-Петербург, Пётр Первый, считают. Кроме того, нужно отметить, что в тексте встретится цифровая запись.

Ваш комментарий к уроку