Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015

Комментарии к урокам
Наблюдение за текстом-описанием. Моделирование речевой ситуации описания внешности и характера (повадок) домашнего животного. Продолжение наблюдения за словами, сходными по звучанию и написанию, но различными по значению

Задачи урока: наблюдать за текстом-описанием и на основе наблюдения выделять языковые средства, которые позволяют определить внешность и характер; моделировать речевую ситуацию описания внешности и характера (повадок) домашнего животного; анализировать устойчивые сочетания слов с опорой на приём развёрнутого толкования; продолжить наблюдение за словами, сходными по звучанию и написанию, но различными по значению (термин «омоформы» не употребляется); закрепить умение задавать вопросы к словам; повторить звукобуквенный анализ слов и правила переноса.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (речь) — наблюдение за текстом-описанием, на основе которого ученики должны представить внешность попугая и его характер, сделать вывод об отношении автора письма к своему попугаю (понять информацию, представленную в неявном виде) и обосновать с опорой на текст свою точку зрения. Выполняется фронтально. Текст учитель читает вслух, а ученики про себя. Если ученики не понимают значение словосочетания «пернатый друг», рекомендуется сразу обратиться к материалу рубрики «Давай подумаем» и на основе приёма развёрнутого толкования объяснить значение словосочетания. Учитывая различный темп работы и разный уровень подготовленности учащихся, рекомендуется основное время уделить ответам учеников на вопрос о том, любит ли Алёша своего пернатого друга. Опираясь на текст, ученики должны понять информацию, которая дана в неявном виде: мальчик захотел написать в журнал о своём попугае; Кеша добрый и смешной, он ест из тарелки мальчика (и мальчик не возмущается таким поведением); попугай произносит слова, близкие для мальчика, — «бабушка», «дедушка»; мальчик пишет о том, что попугай его любит. После проведённого анализа текста в зависимости от уровня подготовленности учащихся можно предложить им, опираясь на текст упражнения, описать своё домашнее животное или вспомнить историю из жизни животных (из прочитанных сказок, рассказов, с привлечением своего жизненного опыта), однако с обязательным включением в своё повествование описания не только внешности, но и характера, повадок животного.

Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за значением устойчивых словосочетаний с использованием приёма развёрнутого толкования.

Упражнение 2 (язык) — повторение правил переноса слов. Выполняется аналогично упражнениям из предшествующих уроков.

Упражнение 3 (язык) — наблюдение за словами, сходными по звучанию и написанию, но различными по значению (омонимичные формы разных слов — омоформы, термин не употребляется). Выполняется в классах с высоким темпом работы учащихся, в остальных может не проводиться. Важно, чтобы в процессе анализа приведённых в упражнении вариантов изменения слов ученики пришли к выводу о том, что в скороговорке использованы разные слова, формы которых совпадают; такое использование представляет собой вариант языковой игры.

Рубрика «Давай подумаем» на основе приёма развёрнутого толкования предлагает проанализировать словообразовательные связи слов и установить значение части слова по- (термин «приставка» не употребляется). Подобный анализ, который опирается на речевой опыт учащихся как носителей языка, позволяет привлечь их внимание к значению части слова и формирует познавательный интерес к изучению русского языка.

Упражнение 4 (язык; если осталось время) — закрепление умения задавать вопросы к словам. Выполняется аналогично упражнениям из предшествующих уроков.

Упражнение 5 (язык) — повторение звукобуквенного анализа. Рекомендуется хорошо подготовленным ученикам для самостоятельной работы, с остальными учащимися может не проводиться. Слова из упр. 1, в которых количество звуков и букв не совпадает: мальчик (6 звуков, 7 букв), шесть (4 звука, 5 букв), его (4 звука, 3 буквы), моей (5 звуков, 4 буквы), я (2 звука, 1 буква), обедаю (7 звуков, 6 букв), колокольчик (10 звуков, 11 букв), наверное (9 звуков, 8 букв), думает (7 звуков, 6 букв) и т. п. Ученики должны выписать любые четыре слова и объяснить свой выбор.

Ваш комментарий к уроку