Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015

Комментарии к урокам
Ознакомление с одним из правил речевого общения учитывать мимику и жесты. Продолжение наблюдения за использованием приёма сравнения. Закрепление умения задавать вопросы к словам

Задачи урока: знакомить с одним из правил речевого общения — учитывать мимику и жесты; продолжить наблюдение за использованием приёма сравнения; закрепить умение задавать вопросы к словам; повторить звуковой анализ; отработать порядок действий при списывании.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» на основе рисунков в учебнике организует обсуждение мимики и жестов при общении. Выполняется фронтально. Ученики могут описать выражение лиц, изображённых на рисунке: девочка улыбается, плачет, нахмурилась (сердится), капризничает и не хочет ни с кем разговаривать. Важно соотнести выражение лица улыбающейся девочки со строкой из стихотворения: «С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки» — и сформулировать для учащихся правила общения: в каком бы настроении человек ни был, общаясь с другими, он должен быть приветливым, доброжелательным, не хмуриться, при приветствии слегка улыбнуться. Следует контролировать выполнение учениками этих правил не только на уроке, но и на перемене, во внеурочной деятельности, при проведении совместных мероприятий.

Рубрика «Обрати внимание» формулирует правило речевого поведения: при общении необходимо учитывать мимику и жесты.

Упражнение 1 (речь) — наблюдение за текстами, в которых использован приём сравнения. В классах с невысоким темпом работы может не проводиться. Ученики самостоятельно читают пословицы, устанавливают, что поиски дружбы сравниваются с поиском грибов, а человек без друзей — с деревом без корней. Учитель напоминает, что ученики уже знакомились с этим речевым приёмом: урок 12, упр. 3; урок 20, упр. 5; урок 27, упр. 1. Если ученики не могут вспомнить ситуации, к которым можно отнести пословицы, учитель как бы «разворачивает» пословицу, например: «Ребята, представьте, что вы собираете в лесу грибы. Во-первых, вы туда отправились сознательно, во-вторых, хотя бы один гриб вы обязательно найдёте. А если отправиться искать друзей, например, в кружок, в секцию? Там можно встретить единомышленников, тех, кому интересно заниматься тем же, чем занимаетесь вы». Аналогично разбирается вторая пословица. Можно напомнить ученикам стихотворение из упр. 3 урока 35. После объяснения учителя и привлечения дополнительного материала из предыдущего урока ученики всё же должны самостоятельно высказаться.

Упражнение 2 (речь) — продолжение обсуждения ситуаций, в которых проявляется настоящая дружба; наблюдение за многозначными словами. Выполняется фронтально во всех классах. Текст читает учитель. Рекомендуется напомнить ученикам тексты о дружбе из упр. 1; упр. 3 урока 35, упр. 2 урока 36. Ученики должны обратить внимание на то, что смешинки, слезинки, приключенья, огорченья пополам не делятся, так как это не предметы, однако такие выражения позволяют ярче представить настоящую дружбу.

Рубрика «Обрати внимание» подводит итоги наблюдения, напоминает о других языковых изобразительных приёмах, с которыми познакомились ученики.

Упражнение 3 (язык) — закрепление умения задавать вопросы к словам. Выполняется фронтально. Может быть предложено сильным ученикам для самостоятельной работы.

Упражнение 4 (язык; работа в парах) — повторение звукобуквенного анализа с использованием звуковых моделей. Так как приведённые модели слов достаточно сложны, упражнение выполняют в парах только сильные ученики, остальные — фронтально с комментариями учителя. Правильные ответы: найдёшь, гриб.

Упражнение 5 (язык) — отработка порядка действий при списывании. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся.

Работа в тетради «Русский язык» (№ 2, уроки 36, 37)

Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.

Упражнение 2 — развитие связности движений при написании строчной буквы ю, написание второго и третьего элементов за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Не стоит предлагать первоклассникам прописывать всю букву ю за одно движение, так как им ещё довольно трудно проводить линию снизу-вверх, точно попадая в проведённую перед этим линию. Если же учитель оценивает возможности класса как высокие, можно поработать над написанием буквы ю за одно движение на четвёртой строчке уже после того, как будет отработано написание за два движения. На свободной строчке можно потренироваться в написании некоторых буквосочетаний, например, юл, юм, юя, юг, юз. Количество отрывов при прописывании буквосочетаний определяется возможностями учащихся.

Упражнение 3 — отработка правила написания буквосочетаний жи — ши, ча — ща. Начинается выполнение устно, в парах. Перед началом письменного выполнения целесообразно фронтально поработать над значением пословиц, которые прочитывают хорошо читающие ученики. Затем учащиеся самостоятельно вписывают буквосочетания.

Вариант выполнения. В классах, где учащиеся нуждаются в пошаговой помощи, каждое слово с пропущенной орфограммой проговаривается, учащиеся сообщают, какую букву нужно вставить.

Дополнительный вопрос. Что объединяет все эти пословицы? (Все они о дружбе.)

Упражнение 4 — отработка умения делить слова для переноса. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Должны быть выписаны слова: ле-ни-вец, ви-сит, (на) ве-тке (вет-ке), ска-зал, по-про-бу-ет, про-ви-сеть, хо-тя. Учитель должен преду- пре дить, что предпочтительнее выбрать вариант переноса слова по-про-бу-ет (не поп-ро-бу-ет).

Вторая часть упражнения позволяет продолжить наблюдения за группами родственных слов. Выполняется фронтально, устно. Учитель просит учащихся объяснить значение слова ленивец, используя при этом слово лень. Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы: «Как называются такие слова в русском языке? Есть ли у этих слов общая часть? Назовите её». Работа с однокоренными словами строится таким образом, чтобы закрепить в сознании учащихся представление о двух признаках родственных слов: близость по значению и наличие общей части.

Упражнение 5 — отработка умения делить слова на слоги, определять место ударения. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Поскольку аналогичные задания уже выполнялись, учащиеся должны уметь формулировать последовательность своих действий: сначала поставить ударение в слове, поделить его на слоги, а потом записать на нужной строчке. До начала выполнения упражнения надо обратить внимание учащихся на то, что им могут встретиться слова, не соответствующие ни одной из схем.

Самопроверку можно организовать по-разному: после выполнения задания, учащиеся зачитывают слова, которые они подобрали к каждой слогоударной схеме; или параллельно у доски работают четыре ученика, каждый из которых подбирает слова к одной слогоударной схеме. Результат выполнения:

Ни к одной из схем не подходят слова: дружба, настоящий, правда, горькая, льдина.

Дополнительные вопросы и задание

1. На какие группы можно разделить слова, не вошедшие ни в один из столбиков? (Двусложные, трёхсложные, четырёхсложные.)

2. Что объединяет слова дружба, правда, льдина? (Они все состоят из двух слогов, первый слог ударный.)

3. Записать эти слова в рабочую тетрадь, начертив их слогоударную схему.

Упражнение 6 — отработка умения задавать вопросы к словам. Выполняется письменно, самостоятельно, в слабом классе лучше выполнить фронтально. До начала самостоятельного выполнения в ходе фронтальной работы нужно устно задать вопрос к каждому слову. В ходе проверки, учащиеся последовательно называют слова вместе с вопросами, на которые они отвечают. Проверку выполненной работы можно провести и по-другому. На доску выносятся вопросы:

кто? что? какая? какой? что делать? что делает?

что делают?

В этом случае учащиеся сначала называют все слова, отвечающие на вопрос «кто?», затем — на вопрос «что?» и т. д. Такой способ проверки возможен только в хорошо подготовленном классе.

Дополнительные задания

1. Приведи свои примеры слов, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?».

2. В каком случае мы задаём вопрос «что делает?», а в каком — «что делают?»?

Упражнение 7 — закрепление действия списывания. Выполняется письменно, самостоятельно.

Возможная трудность. Чтобы предупредить ошибки в словах превратится, исчезнет, совершенно, обнюхивал, целесообразно до начала списывания попросить учащихся подчеркнуть в них «опасные» места, прочитать ещё раз эти слова и при списывании обратить на них особое внимание. Дополнительно нужно обратить внимание учащихся на то, что при списывании важно не пропустить запятые.

Вариант выполнения. В классах с невысоким темпом работы не стоит предлагать списывать весь текст целиком, лучше более тщательно поработать над списыванием какой- то его части. После завершения самостоятельного списывания учитель просит учащихся проверить свою работу, обращая особое внимание на подчёркнутые буквы.

Дополнительные вопросы

1. Почему слово Бимбо пишется с заглавной буквы?

2. Какие ещё примеры слов, пишущихся с заглавной буквы, вы можете привести?

Ваш комментарий к уроку