Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015

Комментарии к урокам
Моделирование речевой ситуации рассуждения на заданную тему. Ознакомление с признаками слова

Задачи урока: моделировать речевую ситуацию рассуждения на заданную тему; знакомить с признаками слова (единство звучания, написания и значения); сформулировать представление о грамотном, безошибочном письме как показателе индивидуальной культуры; знакомить с местами в слове, где можно допустить ошибку; повторить ударные и безударные гласные; отработать порядок действий при списывании.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (речь) — обсуждение ситуации, представленной в тексте. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. Ученики должны прийти к выводу: маленькая девочка не знает, что значит писать, так как она не знакома со звуками, буквами, правилами написания слов, и если бы даже мальчик (её адресат) умел читать, он всё равно не прочитал бы письмо.

Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за словами и случайным набором букв. Выполняется фронтально. В классах с хорошо подготовленными учениками вопросы могут быть предложены для парной работы. В ответах учеников должны прозвучать доказательства их точки зрения, т. е. высказывания учащихся по форме должны приближаться к рассуждению. Поэтому, как и на предыдущих уроках, рекомендуется выписать на доске некоторые опорные слова, например:

... потому что...; ... так как...; если .., то ...

Рубрика «Тайны языка» знакомит с определением слова. Несмотря на условность этого определения, оно всё же позволяет первокласснику установить различие между словами и случайными наборами звуков или букв. Не рекомендуется усложнять, углублять или иллюстрировать дополнительными примерами приведённое определение.

Упражнение 2 (язык) — формулировка проблемного вопроса на основе текста стихотворения. Текст читает учитель. Ученики должны прийти к выводу, который сформулирован в рубрике «Обрати внимание». Если учащиеся испытывают затруднение, учитель сразу читает или пересказывает своими словами материал рубрики.

Рубрика «Обрати внимание» знакомит с местами в слове, где можно допустить ошибку. Рекомендуется продолжить обсуждение, приводя по образцу в рубрике дополнительные примеры на изученные правила: «Например, вы пишете слово живёт. Гласный в сочетании жи — это место, где можно допустить ошибку. Следует вспомнить правило: сочетание жи пишется с буквой и» и т. п.

Упражнение 3 (язык; работа в парах) — обсуждение текста, в котором ставится вопрос о необходимости безошибочного письма. В классах, где много учеников, испытывающих трудности в обучении русскому языку, выполняется фронтально. Учитель может записать на доске сочетания — смотрю в окно и смотрю в акно (не следует бояться, что ученики запомнят неправильное написание и впоследствии будут допускать ошибки) и предложить ученикам прочитать эти сочетания, а затем ответить на вопрос: поняли ли они значение словосочетания, в одном из слов которого допущена ошибка? Важно, чтобы ученики убедились в том, что ошибочная запись слова не всегда влияет на его понимание. Значит, грамотное письмо не связано с пониманием. О необходимости грамотного письма говорится в следующей рубрике.

Рубрика «Тайны языка» формулирует целевую установку безошибочного письма: грамотное письмо — это показатель индивидуальной культуры человека.

Обратите внимание. Действительно, грамотное, безошибочное письмо не связано с пониманием текста, так как даже в тех редких случаях, когда возможно некоторое непонимание, широкий контекст обязательно уточнит значение слова. Следовательно, грамотное письмо — это один из элементов общей культуры человека. Начиная с этого урока и до последнего урока русского языка в 4 классе учитель, проводя работу по формированию навыка грамотного письма, должен напоминать ученикам о том, зачем нужно учиться писать без ошибок. Вот несколько предложений, которые следует обязательно произносить на всех уроках, связанных с правописанием: «Быть грамотным — значит быть культурным. Человек, который пишет грамотно, без ошибок, является культурным. Вежливость, аккуратность, умение вести себя за столом, грамотное, безошибочное письмо — всё это показатели культуры человека» и т. п. Напоминаем, что учителю достаточно произнести одно из этих предложений в любой момент урока, формируя тем самым целевую установку обучения письму без ошибок. Но ни в коем случае не следует организовывать дискуссии или обсуждения того, зачем нужно грамотно писать: как было сказано в одном из первых комментариев к урокам, у учеников начальной школы недостаточно социального опыта, чтобы участвовать в подобного рода обсуждениях и дискуссиях.

Упражнение 4 (язык) — повторение ударных и безударных гласных, предупреждение о местах возможных ошибок. Выполняется фронтально. Все слова учитель выписывает на доске, после ответов учеников ставит знак ударения и подчёркивает буквы, обозначающие безударные гласные.

Упражнение 5 (язык) — отработка порядка действий при списывании. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся.

Работа в тетради «Русский язык» (№ 2, уроки 38, 39)

Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.

Упражнение 2 — развитие связности движений, отработка написания линий сложной траектории и большой длительности за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Основное условие работы — написание предлагаемых образцов за одно движение. На свободной строчке отрабатываются буквосочетания, в соединениях внутри которых учащиеся класса допускают ошибки.

Упражнение 3 — различение слова и «не слова», закрепление понимания слова как единства значения и звучания (написания). Выполняется письменно, фронтально. Материал упражнения читает учитель или хорошо читающий ученик. Перед тем как подчеркнуть слова, учащиеся должны объяснить логику своего выбора (знают ли они значение этого слова; слышали ли когда-нибудь такие слова или нет). Каждый раз, называя «не слово», учащиеся должны отмечать отсутствие значения в данном наборе звуков. Если темп работы класса позволяет, можно выписать все слова, встретившиеся в упражнении.

Упражнение 4 — развитие действия самоконтроля. Начинается как фронтальное: в ходе устного обсуждения учащиеся сравнивают два текста и приходят к выводу, что грамотно и красиво написанный текст — это показатель общей культуры человека. Кроме того, предложения, написанные небрежно и с ошибками, труднее для понимания. Далее работа продолжается самостоятельно: учащиеся находят и исправляют ошибки, а затем записывают текст в тетрадь. Важно, чтобы ученики назвали причины ошибок, сформулировали необходимые правила.

Упражнение 5 — повторение словарных слов в процессе разгадывания кроссворда. Выполняется письменно, самостоятельно с последующим обсуждением результатов. Ответы: 1. Адрес. 2. Ученик. 3. Дорога. 4. Класс. 5. Собака. 6. Деревня. 7. Фамилия.

Вариант выполнения. В слабом классе лучше использовать это упражнение не столько для контроля, сколько для отработки написания слов. Для этого работу лучше организовать максимально развёрнуто, с обязательным постоянным орфографическим проговариванием слов.

Дополнительное задание. Устно придумать предложения с отрабатываемыми словарными словами, наиболее удачные предложения под диктовку учителя записать в рабочую тетрадь.

Упражнение 6 — наблюдение за написанием родственных слов; выбор проверочного слова, основанный на общем смысле предложения. Следует обратить внимание учащихся на то, что при работе со словами л[и]са, м[и]чей нужно особенно внимательно относиться к их значениям (выбор проверочного слова зависит от контекста). Начинается работа фронтально: в ходе устного обсуждения учащиеся подчёркивают проверочные слова. Пропущенные буквы ученики вписывают самостоятельно.

Упражнение 7 — отработка действия списывания. Выполняется самостоятельно. Учитель обращает внимание учащихся на постановку запятых и тире.

Возможная трудность. Чтобы предупредить ошибки, нужно обратить особое внимание учащихся на слова загорать, (на) солнце, ходить, слякоть, погоде и попросить подчеркнуть в них «опасные» места. Слова любимое, загорать, встречаются, предпочитают поделить на слоги, перечитать и при списывании обратить на них внимание. По своему усмотрению учитель дифференцирует объём выполнения упражнения в зависимости от темпа работы класса.

Ваш комментарий к уроку