Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015

Комментарии к урокам
Продолжение ознакомления с особенностями объявлений. Повторение реплики приветствия. Моделирование ситуации рассказа о театре. Наблюдение за словами, значение которых неизвестно

Задачи урока: продолжить знакомить с особенностями объявлений; повторить реплики приветствия; моделировать ситуацию рассказа о театре; наблюдать за словами, значение которых неизвестно; учить рассуждать при выявлении места возможной ошибки в написании слова; знакомить с правописанием сочетаний чк, чн; отработать порядок действий при списывании.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (речь) — наблюдение за текстом объявления; повторение причин использования восклицательных предложений; повторение реплик приветствия; моделирование речевой ситуации рассказа о театре. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. Во время чтения ученики рассматривают в учебнике рисунок, на котором размещено объявление, и объясняют, зачем в объявлении так много восклицательных знаков (аналогичная работа проводилась в упр. 3 из урока 26). Затем анализируется обращение Буратино и повторяются формулы приветствия (см. также урок 7 и комментарии к нему). Моделируя ситуацию рассказа о театре, нужно иметь в виду, что многие ученики никогда не были в театре и даже не видели спектакли по телевидению. В этом случае необходимо кратко познакомить их с театром как видом искусства, рассказать, чем театр отличается от кино; если позволяют технические возможности, продемонстрировать на экране фрагмент театрального спектакля.

Упражнение 2 (речь) — анализ ситуации, в которой встретились слова с неизвестным значением. Текст и вопросы к нему читает учитель. Необходимо спросить учеников, известно ли им значение слов партер и бельэтаж. Ответы Тони и Марины могут прочитать хорошо читающие ученицы.

Рубрика «Обрати внимание» объясняет, что необходимо делать, если в тексте или речи собеседника встретились слова, значение которых неизвестно. Текст рубрики читает или пересказывает своими словами учитель.

Упражнение 3 (язык) — наблюдение за «опасными» местами в слове и знакомство с порядком действий, которые помогут не допустить ошибку. Текст и задания к нему читает учитель, ученики читают текст про себя. Порядок действий, представленный в учебнике, учитель переносит на доску, подробно останавливаясь на каждом шаге алгоритма. Можно напомнить ученикам материалы рубрики «Обрати внимание» из урока 38 и рубрики «Тайны языка» из урока 39 и пояснить, что выявление мест, где можно допустить ошибку, и знание действий, которые помогут избежать ошибки, помогают научиться писать грамотно.

Рубрика «Обрати внимание» знакомит с правописанием сочетаний чк, чн.

Упражнение 4 (язык; работа в парах) — закрепление материала предшествующего наблюдения и рубрики. Выполняется фронтально полностью или частично в зависимости от темпа работы учащихся. Может быть рекомендовано для парной или самостоятельной работы сильным ученикам. При любой форме выполнения упражнения ученики должны опираться на приведённый в упр. 2 образец рассуждения.

Упражнение 5 (язык) — повторение звукового анализа слова. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся. Правильный ответ:

1) Жизнь, цель, цирк, шёл, жёлтый (слова с первым звуком — твёрдым согласным).

2) Чудо, билет, час, чёрные, театр, ёлочка (слова с первым звуком — мягким согласным).

Следует напомнить ученикам, что согласные [ж], [ш], [ц] — твёрдые, согласные [ч’], [щ’], [й’] — мягкие.

Упражнение 6 (язык; если осталось время) — отработка порядка действий при списывании. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся аналогично упражнениям из предыдущих уроков.

Ваш комментарий к уроку