Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015

Комментарии к урокам
Ознакомление с научной и разговорной речью. Повторение приёма развёрнутого толкования, помогающий установить словообразовательные связи между словами

Задачи урока: знакомить с научной и разговорной речью; повторить приём развёрнутого толкования, помогающий установить словообразовательные связи между словами; повторить разделительный мягкий знак; отработать порядок действий при обнаружении «ошибкоопасного» места и порядок действий при списывании.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (речь) — наблюдение за текстами разговорной и научной речи. Выполняется фронтально. Тексты читает учитель. Так как ученики не знакомы с делением речи на разговорную и научную, упражнение выполняется в первую очередь с опорой на их опыт носителей языка, т. е. важно, чтобы ученики не столько обосновали свой ответ, сколько почувствовали разницу в стилистическом оформлении текста. Если ученики затрудняются, можно задать дополнительные вопросы: «Как вы думаете, какой текст про снегиря будет размещён в учебнике „Окружающий мир“? Какой из этих текстов о птице мы сможем найти в справочнике, энциклопедии?»

Рубрика «Тайны языка» подводит итог наблюдения, знакомит с разговорной и научной речью. Текст рубрики читает или пересказывает учитель.

Рубрика «Давай подумаем» формулирует проблемный вопрос на основе использования приёма развёрнутого толкования слова. Следует обратить внимание учеников на то, что в научной речи при описании снегиря не используются представления о словообразовательных связях этого слова.

Упражнение 2 (язык) — повторение использования приёма развёрнутого толкования. Не следует называть ученикам способы образования слов (сложение, суффиксация). Вопрос, помеченный значком «гиря» (трудный), обязательно разбирается фронтально с краткой записью на доске:

кукушка — ку-ку

мухоловка — муха + ловить

Упражнение 3 (язык; если осталось время) — отработка порядка действий при списывании. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся аналогично упражнениям из предыдущих уроков. Работу с транскрипцией рекомендуется провести фронтально. Запись на доске: соловью — [й’у]

Упражнение 4 (язык) — отработка порядка действий при обнаружении «опасного» места. Учитель записывает на доске приведённую в упражнении транскрипцию. Ученики должны установить, что первый гласный безударный, значит, это «опасное» место (учитель может продемонстрировать возможность записать слово и как «снегирь», и как «снигирь»). Затем, опираясь на вопрос к упражнению, а также материал рубрики «Давай подумаем», ученики приходят к выводу, что слово снег помогает проверить «опасное» место и не допустить ошибку при написании.

Ваш комментарий к уроку