Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015

Комментарии к урокам
Продолжение наблюдения за текстами разговорной и научной речи, а также за словами, имеющими несколько значений. Повторение звукового анализа слова, правило правописания сочетания чк и правило постановки знаков препинания в конце предложения

Задачи урока: продолжить наблюдать за текстами разговорной и научной речи, а также за словами, имеющими несколько значений; повторить звуковой анализ слова, правило правописания сочетания чк и правило постановки знаков препинания в конце предложения.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (речь) выполняется аналогично упр. 1 в уроке 47.

Упражнение 2 (язык) — повторение звукового анализа слова. Выполняется, если есть необходимость повторить или отработать звуковой анализ; в классах с высоким уровнем подготовленности учащихся может не проводиться. Приведена звуковая модель слова мышка. Ученики должны подобрать свои слова к данной звуковой модели, например: ложка, рыбка, будка и т. п.

Упражнение 3 (язык) — наблюдение за «опасным» местом, связанным с глухостью-звонкостью согласных. Выполняется в классах с высоким уровнем подготовленности учащихся, в остальных может не проводиться. Учитель выписывает транскрипцию на доске, затем предлагает два варианта записи — «сказка» и «скаска». Ученики должны прийти к выводу: в данном слове «опасное» место связано с парными по глухости-звонкости согласными. Проверочное слово должен привести только учитель — сказать, сказывать («Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»). Не рекомендуется предлагать ученикам самостоятельно подбирать проверочные слова.

Упражнение 4 (язык; если осталось время) — продолжение наблюдения за словами, имеющими несколько значений. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся. Текст читает учитель. В случае необходимости учитель знакомит учеников со значениями слова барашки: 1) «молодые бараны»; 2) «белая пена на гребнях волн». Следует напомнить ученикам о приёме сравнения и показать, что значение слова, связанное с волнами, появилось на основе сравнения: белая пена на гребнях волн похожа на барашков (белая, волнистая, как их шерсть). Также рекомендуется напомнить ученикам, с какой целью используются в данном тексте многозначные слова (создание юмористического стихотворения).

Упражнение 5 (язык) — повторение правила написания сочетания чк, постановки вопросительного знака в конце предложения, отработка порядка действий при списывании. Выполняется полностью или частично в зависимости от темпа работы учащихся.

Работа в тетради «Русский язык» (№ 2, уроки 48, 49)

Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.

Упражнение 2 — развитие связности движений, отработка написания предлагаемых буквосочетаний за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Основную трудность для первоклассников представляет безотрывное написание первого и второго элементов буквы н, поскольку это предполагает проведение линии снизу-вверх до середины уже проведённой линии первого элемента при полном совпадении этих линий. Это требует от учащихся большой точности движений и высокого уровня контроля, вызывает у них напряжение. Учитель в зависимости от особенностей класса вполне может предложить писать первый и второй элементы отрывно, отрабатывая связность при написании второго и третьего элементов буквы н и следующей буквы. Даже если весь класс пишет буквосочетание за одно движение, важно, чтобы учитель разрешил учащимся, которые ещё не готовы к этому, писать с отрывом.

Упражнение 3 — наблюдение за написанием родственных слов; тренировка в выборе проверочного слова с учётом смысла предложения. Начинается как фронтальное (в ходе устного обсуждения учащиеся подчёркивают выбранные слова), продолжается как самостоятельное (учащиеся вписывают слова). Учитель обращает внимание учащихся на то, что при работе с этими словами нужно особенно внимательно отнестись к их значениям. Слова проживал — прожевал, примеряла — примиряла, слезал — слизал звучат одинаково, но пишутся по- разному, выбор слова зависит от контекста. Учитель записывает первую пару слов на доске и организует наблюдение за тем, какими буквами на письме передаётся безударный гласный в корне и ударный гласный в родственном (проверочном) слове. В каждой паре слов ставится знак ударения, учитель просит учащихся объяснить значение этих слов. Запись на доске:

Учитель отмечает, что в односложных словах знак ударения не ставится.

Упражнение 4 — отработка умения соотносить звуковую модель, слогоударную схему, транскрипцию и буквенную запись слова. Это упражнение может быть отнесено к разряду трудных, поэтому целесообразно продублировать материал упражнения на доске и выполнить его письменно, фронтально. В процессе выполнения задания учитель на доске, а ученики в тетради заполняют пропуски в таблице. Заполнение первого и второго столбика в таблице (составление звуковой модели слова и слогоударной схемы) не должно вызвать сложности, так как этот вид работы хорошо знаком учащимся. Умение делать транскрипцию ещё не сформировано, поэтому важно проследить, чтобы ученики отображали в ней мягкость согласного звука и точно передавали гласные звуки. Запись в тетради:

Дополнительные вопросы и задания

1. Одинаковую ли работу выполняет мягкий знак в словах братья и семь?

2. Назовите слово, в котором все согласные звуки мягкие. (Семь.)

3. Назовите слово, в котором все согласные звуки твёрдые. (Брат.)

4. Слогоударные схемы каких слов совпадают?

Упражнение 5 — отработка умения находить слова, отвечающие на заданный вопрос. В сильном классе выполняется письменно, в парах; в классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в изучении русского языка, — фронтально. Перед началом нужно обязательно прочитать всё стихотворение, а затем приниматься за поиск слов, отвечающих на заданный вопрос. Для облегчения последующей проверки лучше параллельно попросить нескольких учеников поработать у доски, заранее перенеся материал упражнения на доску. Правильное выполнение упражнения:

(что?) картинка (какая?) зимняя

(кто?) ёжик (что делает?) спит

(кто?) собачка (что делает?) живёт, сторожит

(кто?) кот (что делает?) ходит

(что?) дым (что делает?) улетает

(что?) дым (какой?) печной

Возможная трудность. Учащиеся могут не заметить, что в одном из случаев правильным и исчерпывающим ответом является запись двух слов (живёт, сторожит).

Дополнительное задание. Если на уроке есть время, можно предложить учащимся списать текст этого упражнения в рабочую тетрадь.

Упражнение 6 — работа с деформированным текстом. Этот вид упражнений относится к разряду трудных, поэтому необходимо заранее проговорить последовательность действий, хотя учащиеся уже выполняли аналогичные задания. Выполняется фронтально, на доске необходимо продублировать материал упражнения. Внимание учащихся обращается на правописание имён собственных. Как всегда, работа с такими заданиями заканчивается обязательной проверкой: текст ещё раз прочитывается целиком, оценивается целесообразность сделанных изменений. Слабые учащиеся находятся под особым контролем учителя.

Упражнение 7 — закрепление результатов работы над предыдущим упражнением, отработка действия списывания в усложнённых условиях. Выполняется письменно, самостоятельно.

Вариант выполнения. В очень слабом классе для усиления контроля можно предложить учащимся подчёркивать знак в конце предложения и заглавную букву в начале.

Дополнительные задания

1. Объяснить, почему не нужно было вносить изменения в последнее предложение.

2. Подобрать родственные слова к слову котёнок.

Ваш комментарий к уроку