Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 1 класс - Л. Ф. Климанова С. Г. Макеева 2017

Поурочные разработки
Уроки 24 - 25. Слоги

Целевые установки уроков: закреплять представление о слоге как произносительной части слова; учить соотносить количество слогов в слове и количество в нём гласных звуков; объяснять разницу между словом и слогом, составлять рассказ по опорным словам, развивать творческое отношение к слову.

Первый урок ход урока

I. Введение в тему.

Рассматривание рисунка, чтение предложений (упр. 112). — Как Ваня произносит имя девочки? (По слогам.) Обсуждение сообщения Ивана Самоварова о слоге.

—В какой речи мы можем разделить слова на слоги? (В устной речи.)

— Как можно определить количество слогов в слове? (Количество слогов в слове можно определить по числу гласных звуков.)

II. Закрепление представлений о слоге.

Деление слов на слоги (упр. 113).

Справка для учителя: «В случае расхождений в произношении и написании слов их деление на слоги осуществляется на основе орфографического чтения. Однако при доказательстве количества слогов в слове по количеству гласных звуков нельзя смешивать звук и букву. Например: в слове клён один слог, так как в этом слове только один гласный звук [о], который обозначается буквой ё, слово берёза пишется так: «бе-рё-за», а произносится [б'ир'оза]; слово берёза трёхсложное, так как в нём

три гласных звука [и], [о], [а], которые обозначаются буквами е, ё, а»1. Задание на развитие логического мышления:

— Что объединяет все эти слова? (Это названия деревьев.)

1 Материал даётся к сведению учителя.

Работа со словарным словом берёза:

1) запись слова в словарик с орфографическим проговариванием;

2) включение слова в «минутку чистописания» в связи с прописыванием букв е, ё и составлением родственных слов;

3) сравнение количества слогов в родственных словах, составление с ними предложений.

Списывание на основе орфографического проговаривания слов (упр. 115).

III. Словесное творчество (упр. 122).

Желательно сделать вступление: «Писатели как творческие люди умеют интересно представить даже обычное деление слов на слоги. А как?»

Чтение учащимися текста «Лягушка и слон».

Для восприятия текста можно предложить дополнительные вопросы.

— Над чем смеялась лягушка?

— А зависят ли размеры животных от длины слов их названий? (Нет. Лягушка была глупой: она считала, что предмет и его название — это одно и то же.)

Рекомендации для занятий дома: упр. 114. Рекомендуемые задания по «Рабочей тетради»: 1 — 3 (с. 30, 31).

Второй урок

Деление слов на слоги

Ход урока

I. Упражнения в делении слова на слоги, определение в слове количества слогов.

Работа над словарным словом воробей: сначала анализируется звучащее слово, потом — записанное.

— Произнесём слово так, как оно произносится, только по слогам ([ва-ра-б'эй]).

— А теперь проговорим слово по слогам, но уже орфографически, т. е. так, как оно пишется (во-ро-бей).

Работа с текстом С. Маршака (упр. 116).

Для активизации слушания нужно закрыть книги и после чтения предложить детям ответить на вопросы:

— Где воробей пообедал сперва?

— У кого подкрепился?

— У кого попил водицы?

Затем текст читается детьми выразительно. Выполняется письменное задание. (Воробей обедал в зоопарке у зверей.) Деление слов, входящих в предложение, на слоги связывается с обучением орфографическому проговариванию.

II. Освоение слогового проговаривания как средства речевой выразительности в потешках, закличках (упр. 117, 118).

III. Творческая переменка (упр. 120).

Рекомендации для занятий дома: каллиграфическое списывание пословицы (упр. 121).

Рекомендуемые задания по «Рабочей тетради»: 4, 5 (с. 31, 32).