Технологические карты уроков к курсу «Русский язык» - О. Б. Калинина 2018


Слово и его строение (повторяем, изучаем)

Урок 8. Звуки речи и буквы

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: повторить сведения о звуковой системе русского языка, упражнять в выявлении смыслоразличительной роли звуков/букв, в отчётливом произношении звуков в словах.

Планируемые результаты: различать звуки и буквы, группировать звуки по их характеристике, выявлять и дополнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы, моделировать схемы слов, соотносить количество звуков и букв в словах, устанавливать и объяснять причины расхождения количества звуков и букв.

Оборудование: учебник, ЭФУ, Рт1, карточки для звуковых схем ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечания

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




Взаимопроверка. Чтение сочинений о лете.

Проверяет выполнение задания.

Организует взаимопроверку.

Предъявляют результаты работы.

Проверяют выполнение задания.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Работа с маршрутным листом (с. 4 — 5, электронный учебник).

— Какой раздел мы изучили? Какой предстоит изучить? Над чем будем работать сегодня? Правильно, нам нужно вспомнить всё, что мы знаем о звуках речи и буквах; проверить, не забыли что-нибудь за лето.

Включает учащихся в постановку задач урока.

Определяют задачи урока с опорой на маршрутный лист.


3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ




1. На электронной доске таблица № 1 (с. 16). Вопросы задания из учебника к № 1.

2. Работа с информацией «Ключика» (с. 17). Что нам советует «Ключик»?

Организует работу по восстановлению изученного в 1 классе материала о звуках и буквах.

Читают, дополняют схему.

Классифицируют звуки русской речи.


4. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. № 2 (с. 16). Работа по заданиям учебника. Запись слов. Самостоятельное составление слого-звуковых схем слов с помощью карточек. Самопроверка. У кого получилось? Молодцы! В чём были ошибки?

2. № 3. Фронтальная работа по заданиям учебника. Запись пар слов. Сравнение их по звучанию и написанию.

3. № 4. Какие предметы изображены на рисунках? Запись слов сливы, пень. Подчёркивание букв, обозначающих мягкие согласные.

4. Лексико-орфографическая работа со словом коньки. Работа с этимологическим словарём. (с. 139).

Комментированное письмо: Люди весело катались на коньках по дорожкам парка.

Подчёркивает, называет роль слова.

Акцентирует внимание на различии понятий звук и буква. Указывает на взаимосвязь значения и внешней формы, на смыслоразличительную роль звуков, букв, ударения в слове.

Проводит лексико-орфографическую работу.

Организует поиск информации.

Соотносят схему со словом. Моделируют слого-звуковые схемы к словам. Сравнивают слова по звучанию и по написанию, различают звуки и буквы.

Объясняют, доказывают.

Работают с этимологическим словарём. Комментируют и осуществляют запись предложения.


5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




- Выполнили мы задачи сегодняшнего урока? Как оцените свою работу на уроке: всё получилось; были трудности? В чём трудности? Что нужно повторить?

6. Д/з: учебник — № 1 (устно), Рт, с. 8, № 1, с. 9, № 2, по выбору учебник с. 17, № 5 или Рт, с.9, № 3.

Организует рефлексию и самооценку результатов работы на уроке.

Предоставляет выбор.

Осуществляют рефлексию, самооценку результатов работы.

Осуществляют выбор заданий.


Урок 9. Слоги. Ударение

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: углубить представление о слоговом строении слов, о возможной структуре слога русского слова, о выделении голосом при произнесении слова одного из слогов (ударного слога), организовать наблюдение над смыслоразличительной ролью ударения в словах, ударными слогами с буквой ё.

Планируемые результаты: различать звуки и буквы, производить звуко-слоговой и звукобуквенный анализы слов, преобразовывать звуковой образ слова в буквенный, синтезировать: составлять слова из слогов, звуков, букв.

Оборудование: учебник, ЭФУ, Рт1, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечания

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




1. Рт. № 2. Проверка по тетради ученика на электронной доске. Кто выполнил так же? У кого получились другие схемы слов? К каким словам? Почему? Докажите.

2. Кто выполнил в Рт № 3? Какие слова подошли к схеме? (Якорь, читай.) Почему эти слова?

3. Кто ответил на вопрос № 5 (с. 17)? Какие звуки одинаковы? Какой нет? Почему?

Проверяет выполнение задания.

Организует взаимопроверку.

Предъявляют результаты работы.

Проверяют выполнения задания в паре.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




На прошлом уроке мы повторяли звуки и буквы. А как узнать, чем будем заниматься сегодня на уроке? Да, посмотрим тему урока (ЭФУ). О чём она нам говорит?

Включает учащихся в постановку задач урока.

Определяют задачи урока с опорой на тему урока.


3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ




№ 1 (с. 18). По заданиям упражнения идёт разбор ситуации, близкой детям. Чтение считалки. Запись последнего предложения (в две строки как в учебнике).

От чего зависит количество слогов в слове?

Активизирует знания учащихся в ходе обсуждения жизненной ситуации.

Различают слог и слово, устанавливают зависимость количества слогов от гласных.


4. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. № 2 (с. 18). Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Обсуждение ответа на вопрос упражнения.

2. Словарная работа со словами считалка и счёт. Работа с орфоэпическим словарём (с. 140).

3. Что значит: определить в слове ударение? Прочитаем информацию в рамке (с. 18). Почему в словах есть слоги, выделенные большими буквами? Что нового вы узнали?

О чём сообщает нам «Ключик»? Что же изучает наука фонетика?

4. № 3. Комментированное письмо. Вопросы и задания учебника.

5. № 5 (устно). Вопросы и задания учебника. При ответе на вопрос 1 могут быть высказаны два мнения. Только после этого учитель задаёт вопрос подсказку.

Организует самостоятельную работу, взаимопроверку.

Рекомендует использовать считалку как средство мирного решения спора.

Учит работать с орфоэпическим словарём.

Учит выделять дополнительную информацию.

Знакомит с названием раздела науки о языке — «фонетика».

Обращает внимание: буква ё всегда показывает ударный слог.

Организует наблюдение над смыслоразличительной ролью ударения в словах.

Делят слова на слоги, выделяют ударный слог.

Осуществляют поиск по этимологическому словарю.

Сопоставляют и выделяют новую информацию.

Применяют умения выделять слоги и определять среди них ударный.

Прогнозируют содержание книги. Устанавливают смыслоразличительную роль ударения.


5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Выполнили мы задачи урока? Что нового узнали? Что поняли? Оцените свои умения: делить слова на слоги, определять ударный слог (умею, надо учиться).

6. Д/з: учебник — № 4, 5 словарных слов. По желанию — № 6 (устно).

Организует рефлексию и самооценку результатов работы на уроке.

Создаёт условия для развития познавательной активности.

Осуществляют рефлексию, самооценку результатов работы.


Урок 10. Алфавит

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: повторить изученные знания об алфавите, дать историческую справку о создании алфавита, письменности на Руси.

Планируемые результаты: предъявлять знание алфавита, определять положение заданной буквы в алфавите, применять знание алфавита при работе со словарями, читать текст с историческими материалами, воспроизводить его содержание с помощью вопросов, грамотно передавать информацию при списывании текста.

Оборудование: учебник, Рт1, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечания

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




1. № 4 (с. 19). Были ли трудности при выполнении заданий? Какие?

2. Кто сумел открыть «секрет» в упражнении № 6? (Перепел — птица, перепел — пел дольше всех.) Молодцы! Что помогло различить эти слова? Ударение.

3. Запись под диктовку словарных слов с орфографическим проговариванием: язык, человек, Родина, народ, Россия, рисовать, лимон, коньки. Какое из этих слов в словарике окажется последним? Почему?

Проверяет выполнение задания. Организует рефлексию.

Поощряет за выполнение заданий повышенной трудности.

Упражняет в написании словарных слов.

Подводит к теме урока.

Предъявляют результаты работы. Осуществляют рефлексию деятельности.

Упражняются в записи словарных слов, определении ударения.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Прочитайте тему урока. «Алфавит». Какие задачи будем решать на уроке?

Включает учащихся в постановку задач урока.

Определяют задачи урока с опорой на тему урока.


3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. № 1 (с. 20). Работа по вопросам и заданиям учебника.

Поиск ответа на вопрос № 1 на с. 21 (№ 5).

2. Рт, с. 10. Чистописание: Аз, Азбука, Ал, Алфавит. Азбука — к мудрости ступенька.

Почему так в народе говорят?

Актуализирует знание алфавита.

Обращает внимание на происхождение слов азбука, алфавит. Организует информационный поиск.

Упражняет в совершенствовании техники письма.

Отвечают на вопросы.

Осуществляют поиск информации.

Сопоставляют, делают выводы. Упражняются в технике письма.

Высказывают мнения.


4. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. № 4 (с. 21). Вопросы к упражнению. Чтение текста о создателях письменности. Рассматривание рисунка (ЭУ). Работа с толковым словарём (пьедестал, лампада). Списывание 1-й части текста.

2. Первоначально азбука включала в себя 43 буквы, а современная азбука содержит ... буквы. Самостоятельная работа по Рт № 1 (с. 10). Какие буквы пропущены? Восстановите алфавит. Кто забыл, подсказку можно найти на последнем форзаце учебника.

3. № 2 (с. 20). Ответы на вопросы и задания учебника.

4. Работа в парах. Проговаривание алфавита.

Организует работу с текстом.

Организует самостоятельную работу по восстановлению алфавита с учётом слабых учащихся.

Организует фронтальную работу по осмыслению соотношения букв и звуков; взаимопроверку знания алфавита.

Письменно передают информацию дословно.

Восстанавливают алфавит.

Соотносят звуки и буквы.

Предъявляют знание алфавита. Осуществляют взаимопроверку.


5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Выполнили мы задачи урока? Что нового узнали? Что поняли? Оцените своё знание алфавита (знаю, нужно учить).

6. Д/з: учебник — № 4 (2 часть текста), повторить алфавит; по желанию № 3 (с. 20).

Организует рефлексию и самооценку знания алфавита.

Создаёт условия для развития познавательной активности.

Осуществляют рефлексию, самооценку знания алфавита.


Урок 11. Алфавит

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: повторить знания об особых буквах русской азбуки: йотированных гласных, Ь, Ъ знаках; упражнять в звукобуквенном анализе слов, в чтении схемы, дополнении информации; формировать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты: предъявлять знание о йотированных гласных, Ь, Ъ знаках, определять положение букв в алфавите; выполнять частичный звукобуквенный анализ слов, читать схему, дополнять примерами, грамотно передавать информацию при списывании, при письме по памяти.

Оборудование: учебник, Рт1, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечания

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




1. Произнесение алфавита. «Пробежим» по алфавиту. Молодцы! Кому было сложно?

2. № 3 (с. 20). Кто сумел подобрать слова к схемам? (Возможные ответы: схема 1 — деньги, сельдь, гирьки, Ельня, схема 2 — майка, сойка.) Какие буквы показывают мягкость согласных?

Проверяет выполнение задания. Поощряет за выполнение заданий повышенной трудности.

Готовит к теме урока.

Предъявляют результаты работы.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




№ 6 (с. 22). Есть ли в нашем алфавите особые буквы? Какие?

Поможет уточнить наши ответы «Ключик» (с. 22). Какие задачи будем решать на уроке? Повторять всё, что знаем о буквах е, ё, ю, я.

Включает учащихся в постановку задач урока.

Определяют задачи урока с опорой на тему урока, на задание.


3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ




1. Почему мы называем эти буквы особенными? № 7 (с. 22). Рассмотрим схему. О чём она нам говорит?

2. Запишем примеры к схеме: [э] — лес, [о] — вёл, [у] — люк, [а] — мяч; [й'э] — съел, [й'о] — ёж, [й'у] — вьюн, [й'а] — яма.

Активизирует знания о йотированных гласных.

Учит читать схему, дополнять её примерами.

Читают схему. Находят примеры к схеме, ориентируясь на частичную звуковую запись.


4. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. Работа в парах. Подготовьте рассказ по схеме о буквах е, ё, ю, я с примерами (можно своими). Прослушивание 2— 3 пар. Оценивание аплодисментами (получилось хорошо — хлопаем сильно, не очень связно — тихо).

2. № 8 (с. 22). Работа с текстом. О чём текст? Какое чувство вызывает у автора увиденная ягода? Как вы догадались?

Списывание текста. Выполнения задания.

3. Лексико-орфографическая работа со словом ягода.

4. № 9 (с. 23). Работа с пословицей. Работа с орфоэпическим словарём (чтобы). Орфографическое проговаривание. Письмо по памяти. Самопроверка по учебнику.

Организует самостоятельную работу в парах, выборочную проверку результатов работы, оценивание результатов.

Работает над пониманием чувств автора, выраженных в тексте.

Развивает орфографическую зоркость.

Учит проверять способом сверки.

Составляют устный ответ по схеме, дополняя примерами.

Оценивают результаты работы.

Определяют чувства, выраженные автором в тексте.

Передают текст дословно.

Осуществляют самопроверку.


5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




— Выполнили мы задачи урока? Что нового узнали? Что поняли? Оцените своё умение списывать текст, записывать текст по памяти (пишу без ошибок, допускаю ошибки). Над чем нужно работать?

6. Д/з: учебник — № 7 (устно), с. 52, № 2 (2 часть); по желанию № 10 (с. 23).

Организует рефлексию и самооценку умений грамотно передавать текст.

Создаёт условия для развития познавательной активности.

Осуществляют рефлексию, самооценку своих умений.


Урок 12. Алфавит

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: организовать применение знания алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами; упражнять в звукобуквенном анализе слов, в чтении схемы, дополнении информации; формировать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты: решать практические задачи по использованию знания алфавита при работе со словарями учебника и в других ситуациях; определять положение букв в алфавите; выполнять частичный звукобуквенный анализ слов, читать схему, грамотно передавать информацию при списывании, при письме по памяти.

Оборудование: учебник, ЭФУ, Рт1, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечания

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




1. № 10 (с. 23). Кто из вас отгадал, почему Мальвина назвала эту фразу волшебной? (Читается одинаково слева направо и справа налево.) Молодцы!

2. Запись слов: шалаш, потоп, топот, боб. В чём особенность этих слов? (Все согласные твёрдые, слова читаются в разных направлениях).

3. № 2 (2 часть), с. 52. Какие трудности были при выполнении упражнения? Что нужно сделать, чтобы их преодолеть? (Учить словарные слова, знать алфавит; научиться использовать алфавит.)

Поощряет выполнение заданий повышенной трудности. Даёт представление о палиндромах.

Организует рефлексию.

Подводит к постановке задач урока.

Предъявляют результаты работы.

Анализируют звукобуквенное строение слов.

Осуществляют рефлексию.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА

Спасибо! Вы помогли назвать задачу сегодняшнего урока. Прочитайте ключевые слова урока. Над чем же будем работать? И конечно, будем учиться использовать алфавит.

Включает учащихся к постановке задач урока.

Определяют задачи урока с опорой на ключевые слова.


3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ




№ 11 (с. 24). Как знание алфавита помогает человеку в жизни. Ответы детей с опорой на рисунки.

Акцентирует внимание детей на употреблении алфавита в жизненных ситуациях.

Отвечают на вопросы с опорой на рисунки и жизненные ситуации.


4. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. № 12 (с. 24). Викторина по заданиям учебника.

2. Работа в парах. Проверьте друг у друга знание алфавита.

3. Информация «Ключика». (с. 25).

4. № 14 (2). Как будем действовать? Ведь эти слова на одну букву? Запись слов по алфавиту.

5. № 15. Работа с текстом. Понадобится ли знание алфавита при работе с толковым словарём? Объясните. Поиск значения слов по словарю. (с. 139).

Комментированное письмо.

Проводит викторину.

Организует взаимопроверку.

Знакомит с названием науки о языке — графикой.

Развивает орфографическую зоркость.

Учит применять знание алфавита, грамотно передавать информацию.

Предъявляют знание алфавита.

Применяют знание алфавита в разных ситуациях.

Работают со словарём.

Объясняют.

Дословно передают информацию.


5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Выполнили мы задачи урока? Чему учились? Что поняли? Можете ли вы безошибочно назвать весь алфавит? Умеете ли вы использовать знание алфавита при поиске информации? Тогда вы легко справитесь с домашним заданием.

6. Д/з: повторить алфавит (устно), по выбору учебник, с. 25, № 14 (1) или Рт, с. 11,№ 1.

Организует рефлексию и самооценку умений грамотно передавать текст.

Предоставляет возможность выбора задания.

Осуществляют рефлексию, самооценку своих умений.

Выбирают задание.


Урок 13. Большая буква в словах

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: повторить правила употребления большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, ряде географических названий; учить записывать высказывания о себе, о своём мохнатом или пернатом друге; формировать у учащихся мотив к выполнению специальных упражнений по технике письма, упражнять в каллиграфически правильной записи прописных букв.

Планируемые результаты: осуществлять и объяснять выбор прописной и строчной буквы в именах собственных и нарицательных, строить высказывания об увиденном; выполнять задания по чистописанию, оценивать и ставить учебные задачи по применению правила письма большой буквы в словах.

Оборудование: учебник, Рт1, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




1. Проговаривание алфавита.

2. № 14 (1) или Рт, с. 11, № 1. Удалось ли вам выстроить слова в алфавитном порядке? Кто выполнял Рт № 1 (с. 11)? С какой трудностью столкнулись? Три слова на букву о. Как решили эту задачу? (Ориентировались на вторую букву.)

Организует рефлексию выполнения домашнего задания.

Осуществляют рефлексию.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Работа с маршрутным листом (с. 4, 5). Какой раздел мы изучаем? Какие темы пройдены? Какую тему предстоит пройти? Какие задачи поставим перед собой?

Учит ориентироваться по маршрутному листу. Включает в постановку задач урока.

Устанавливают последовательность изучения тем по маршрутному листу.

Определяют задачи урока.


3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ




№ 1 (с. 26). Вопросы и задания учебника.

Какие случаи использования большой буквы в словах вы знаете?

Как могут дополнить ответ ключевые слова урока?

А умеете ли вы применять это правило? Давайте проверим.

Организует повторение и дополнение изученного правила.

Предъявляют свои знания. Дополняют правило с опорой на ключевые слова.


4. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

1. Чистописание. Письмо заглавных, строчных букв. Комментированное письмо слов. Гг Гагарин, город, Пп Поля, поля, Бб Байкал, берег, Мм Москва, москвичи, Дд Давыдово, деревня, Рр Россия, россиянин.

Найдите словарные слова. Поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

2. № 2 (с. 26). Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Объясните, почему выбрали большую букву.

3. Работа в парах. Сильным учащимся — № 6 (устно). Подготовить ответ на вопрос. Остальным — № 3 (устно). Подготовить рассказ о себе.

4. Проверка результатов работы.

1) Получилось у вас составить рассказ о себе? Дома уточните, как пишется имя и отчество ваших родителей, и запишите рассказ.

2) А теперь послушаем, как изменялся шрифт. Рассказ учащихся. Кто хочет дополнить?

Покажем изменения на букве т.

Т — Т, Т — Тт и Тт.

Ставит задачу на самопроверку умения писать слова с большой буквы.

Интегрирует чистописание с материалом урока.

Развивает орфографическую зоркость.

Организует самостоятельную работу и взаимопроверку её результатов.

Организует дифференцированную работу.

Готовит к выполнению домашнего задания.

Подключает сильных учащихся к передаче новой информации об истории развития шрифта.

Упражняются в технике письма.

Комментируют выбор большой буквы.

Запоминают написание словарных слов.

Применяют правило письма большой буквы.

Проверяют.

Объясняют.

Работают в паре, готовят устный ответ.

Отвечают на вопросы, пересказывают текст.

На примере буквы т показывают понимание информации об изменении шрифта.


5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА


6. Д/з: учебник № 3 (с. 27), повторить правило, по выбору Рт, с. 10, № 3 или с. 11, № 4.

Предоставляет право выбора задания.

Выбирают задание.


Урок 14. Перенос слова

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: повторить основное правило переноса слов по слогам, упражнять в переносе слов по слогам.

Планируемые результаты: применять основное правило переноса и его варианты при записи слов разной слоговой структуры, сопоставлять слоговое строение слов, восстанавливать предложения, подбирая подходящие по смыслу слова, проверять правильность переноса слов.

Оборудование: учебник, ЭФУ, Рт1, ...

Ход урока

  Действия учителя  УУД учащихся

Примечания

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА



Чтение учителем первых четырёх строк шуточного стихотворения О. Григорьева (учебники у детей закрыты).

У доски Егоров Вася Переносит «паровоз».

Даже слово «перенос»

Взял и тоже перенёс.

— О чём идёт речь? Может Вася переносит игрушечный паровоз с места на место? Молодцы! Верно определили тему нашего урока. А как вы думаете, какие задачи будут стоять перед нами на этом уроке?

Включает в определение темы и постановку задач урока.

Определяют тему и задачи урока.


2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

— Ребята, а мы с вами что-то уже знаем по этой теме?

При выполнении домашнего упражнения № 3 (с. 27) использовали ли вы перенос слов? Почему возникла такая необходимость, ведь такого задания — «переносить слова» не было.

— Каким правилом вы руководствовались, делая перенос? Испытывали ли вы затруднение при переносе слов?

Что можем добавить к задачам урока?

Актуализирует знания о переносе слов на материале домашнего задания.

Организует корректировку в постановке задач.

Предъявляют знание основных правил переноса.

Добавляют задачи, связанные с решением трудных случаев переноса.


3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. Мы начали урок со стихотворения О. Григорьева. № 1 (с. 28). Прочитайте это стихотворение до конца. Вместо точек добавьте нужное слово. Как разделить это слово для переноса? Существует ли другой вариант переноса?

2. Чистописание. Прежде чем записать это слово, разомнём руку. Напишите на строке, чередуя, слоги пе, ре, удерживая одинаковый наклон. На другой строке пе, ре, а между ними петля с закруглением внизу.

Запись слов перенос, перенёс, деление их для переноса вертикальными линиями.

3. Рассмотрите рисунок. Проверим, все ли слова Вася разделил правильно? Обсудите в парах, как нельзя переносить слова. И попробуйте вывести дополнительные правила переноса слов.

— Нельзя переносить: 1) не только одну, но и несколько согласных букв (радо-сть); 2) одну гласную, даже если она составляет слог (Е-гор).

4. Общее обсуждение. Какие правила переноса вы вывели? Какое слово нельзя перенести? Сравним ваши правила с правилом в учебнике. А теперь, пользуясь уточнёнными правилами, запишите эти слова в тетрадь, выполняя правильные варианты переноса.

5. Лексико-орфографическая работа. На дом вам будет задано упражнение № 3. Посмотрите, какое из слов этого упражнения оканчивается на стечение согласных с ь знаком на конце? (Сентябрь.) Определение значение слова, проговаривание, запись, определение ударного слога. Какое родственное слово написано в рамочке рядом? (сентябрьский). С какими словами может сочетаться это слово? В чём трудность деления для переноса? (Стечение согласных: сен-тябрь-ский, сен- тябрьс-кий.)

6. № 4 (с. 29). Работа с рисунками и предложениями об играх, увлечениях детей.

1) Устные высказывания — предположения о любимом занятии Насти, Игоря, Юры и, возможно, их будущих профессиях.

2) Задание по выбору: запишите предложения о Насте или о мальчиках. В случае необходимости примените перенос.

Обсуждение возможных или невозможных вариантов переноса слов она, Игорь, Юра, юная, юные, употреблённых в записанных предложениях.

3) Работа с пословицей: Игра — нехитрая штука, да в каждой игре наука (с. 29). Как вы можете объяснить смысл этой пословицы на примере ребят, о которых мы писали предложения? Какие слова при записи пословицы нельзя переносить?

Организует восстановление текста и обсуждение возможных случаев переноса слова.

Организует совершенствование техники письма. Организует рефлексию результатов письма.

Организует проверку правильности выполнения задания.

Организует обсуждение новых правил переноса, их уточнение по тексту учебника.

Формирует умение применять эти правила.

Проводит лексико-орфографическую работу со словарным словом, анализ способа действий при переносе слов.

Организует работу по подбору слов в предложения.

Предоставляет право выбора задания.

Упражняет в переносе слов.

Стремится обогатить речь учащихся знанием пословиц.

Диагностирует умение переносить слова, ориентируясь на правила.

Подбирают слово, ориентируясь на смысл текста.

Делят слова для переноса.

Выполняют задания по алгоритму.

Проверяют правильность выполнения задания, находят ошибки, корректируют.

Делят слова для переноса. Выводят дополнительные правила.

Уточняют их, ориентируют на правила в учебнике.

Используют правила переноса.

Определяют, в чём состоит трудность переноса слова.

Составляют предложения, ориентируясь на рисунки.

Выбирают задание.

Объясняют, доказывают способы переноса слов.

Дают толкование пословице на конкретных примерах.

Выделяют слова, которые не переносятся.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




А чему мы научились на этом уроке? Выполнили мы задачи урока? Что нового узнали? Что поняли? Какие правила учились применять? Оцените своё умение переносить слова (умею, нужно учиться).

5. Д/з: учебник, с. 29, № 3 и Рт, № 2 (с. 12), 5 словарных слов.

Организует рефлексию и самооценку умения применять правило.

Предоставляет возможность для выбора задания.

Осуществляют рефлексию, самооценку своих умений.

Выбирают задание.


Урок 15. Перенос слова

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: упражнять в переносе слов с более трудными вариантами: со слогом, состоящим из одной гласной, с мягким знаком в середине, разделительными знаками, удвоенными согласными, по слогам.

Планируемые результаты: применять правила переноса и его варианты при записи слов разной слоговой структуры, сопоставлять слоговое строение слов, проверять правильность переноса.

Оборудование: учебник, Рт1, электронная доска.

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




1. Сумели справиться с заданием? Можно ли сказать, что деление на слоги и деление для переноса выполняются одинаково? Почему?

2. Чистописание заглавных и строчных букв: Аа Яя Мм Оо Сс Хх.

3. Зрительный диктант: Алфавит, ягода, счёт, деревня, город, сентябрь. Деление слов для переноса. Самопроверка по образцу (электронная доска). Кто сумел записать все слова без ошибок? Кто правильно разделил их для переноса?

Организует рефлексию выполнения домашнего задания.

Совершенствует графические навыки.

Формирует орфографическую зоркость. Диагностирует применение правил переноса.

Осуществляют рефлексию.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




1. Лексико-орфографическая работа со словом хоккей. В чём особенность этого слова?

2. № 8 (с. 30). О чём напоминают нам выделенные слова? Над чем же нам предстоит сегодня работать на уроке?

Актуализирует знания.

Включает в постановку задач урока.

Предъявляют знания.

Определяют задачи урока.


3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. № 6 (с. 30). По заданиям учебника запись слов, деление их для переноса.

Составление предложений с именами (устно).

2. № 7. Работа по заданиям учебника. Деление слов для переноса (с трудными вариантами). Списывание предложений.

Составление устного ответа на вопрос.

3. № 11 (с. 31). Чтение текста. Ответы на вопросы учебника.

Дифференцированная работа по заданиям учебника.

Проверка. Кто успел записать весь текст? Какие предложения выбрали? Какие слова пришлось переносить во время письма?

Какие слова из четырёх слогов разделили для переноса? (Мно-го-цвет-ным, лу-го-вые, ка-ча-ют- ся, ли-ло-вые.) А как можно было разделить для переноса слова рассыпаются, колокольчики?

4. Рт, с. 12, № 3. Работа в парах. Взаимопроверка.

Кто выполнил задание без ошибок?

Организует наблюдение над трудными вариантами переноса слов: с ь в середине, разделительным ь, ъ, удвоенными согласными.

Упражняет в применении правил переноса слов.

Организует дифференцированную работу, проверку результатов.

Организует работу в парах, взаимопроверку.

Диагностирует умение применять правила переноса слов.

Наблюдают за вариантами переноса. Объясняют, применяют правила переноса.

Передают информацию.

Отвечают на вопросы.

Выполняют действия в соответствии с заданием.

Проверяют выполнение задания.

Работают в паре.

Выполняют взаимопроверку.

Оценивают свою работу.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Выполнили мы задачи урока? Что нового для себя поняли? Какие правила переноса учились применять? Когда нам может пригодиться это умение? Оцените своё умение переносить слова (умею, нужно учиться).

5. Д/з: учебник, по выбору с. 31, № 9 или № 10, по желанию № 12 (с. 31).

Организует рефлексию и самооценку умения применять правила переноса слов.

Предоставляет возможность для выбора задания.

Осуществляют рефлексию, самооценку своих умений.

Выбирают задание.


Урок 16. Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Задачи урока: систематизировать знания о звуках русского языка с помощью таблицы, повторить способы обозначения твёрдых и мягких согласных, упражнять в различении твёрдых и мягких согласных, в составлении звуковых схем слов, развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты: различать твёрдые и мягкие согласные, читать таблицу, составлять сообщение с опорой на таблицу, находить буквы, обозначающие на письме мягкость и твёрдость согласных, работать с орфографическим словарём.

Оборудование: учебник, Рт1, карточки для звуковых схем слов, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




1. Кто выполнил № 9 (с. 31)? Почему слова были распределены по двум группам?

2. Кто выполнил № 10? Какая сложность была в задании? (Нужно было выполнять выборочное письмо.) Какие из слов нельзя переносить? (Якорь, край, язык, упасть.) Почему?

3. Кто составил и записал небольшой рассказ? Представление 2 — 3 рассказов. Молодцы!

Организует проверку и рефлексию выполнения домашнего задания.

Поощряет учащихся, выполнивших творческую работу.

Осуществляют рефлексию.

Предъявляют результаты работы.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Работа с маршрутным листом (с. 4, 5). Что прошли? Какая тема следующая? Над чем же нам предстоит сегодня работать на уроке?

Включает в постановку задач урока.

Определяют задачи урока.


3. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ




1. № 1 (с. 32). Работа по заданиям учебника. Помощь «Ключика».

2. № 2 (с. 33). Работа в парах. Подготовка сообщения по таблице № 1.

Организует систематизацию знаний на основе таблицы. Учит читать таблицу.

Читают таблицу.

Предъявляют изученные знания. Обобщают.


4. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. Чистописание. Письмо согласных с элементами расписки руки: ф, д, р, х, ж, ч.

Что можете рассказать об этих буквах? Какие ещё согласные всегда твёрдые, всегда мягкие?

2. № 3. Работа по вопросам и заданиям учебника. Составление звуковых схем слов. Запись слов.

3. № 5. Работа с орфографическим словарём. Чтение слов, выписывание слов с ь (календарь, коньки, морковь, сентябрь).

Какие буквы показывают мягкость согласных на письме, а какие твёрдость согласных?

4. Определение мягких согласных на слух.

Стена, висит, дети, катались, грызёт, наступил.

5. Зрительный диктант. На стене висит календарь. Дети катались на коньках. Заяц грызёт морковь. Наступил сентябрь.

Подчёркивание твёрдых согласных одной чертой, мягких — двумя.

Организует систематизацию знаний о мягких и твёрдых согласных.

Упражняет в определении мягких и твёрдых согласных, составлении схем слов.

Учит работать со словарём.

Развивает орфографическую зоркость.

Готовят сообщение с опорой на таблицу.

Различают мягкие и твёрдые согласные, составляют схемы слов.

Находят в словаре нужные слова.

Осуществляют запись слов, предложений.

Находят буквы твёрдых и мягких согласных.


5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Выполнили мы задачи урока? Что нового для себя поняли? Умеете ли вы отличать мягкие и твёрдые согласные при произнесении слов? (Умею, нужно учиться.) Как они обозначаются на письме? Когда вам могут пригодиться эти умения?

6. Д/з: учебник, с. 32, № 1 (устно), с. 33, № 4, подготовиться к словарному диктанту.

Организует рефлексию и самооценку умений.

Осуществляют рефлексию, самооценку своих умений.


Урок 17. Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: повторить способы обозначения твёрдых и мягких согласных, познакомить с записью звукового строения слова, упражнять в письме под диктовку, свободной записи слов по рисункам, познакомить с орфоэпическими нормами произношения слов крем, музей.

Планируемые результаты: различать твёрдые и мягкие согласные, выполнять звуковой анализ слов, выполнять запись звукового строения слова, писать словарные слова под диктовку, дополнять текст, произносить слова музей, крем в соответствии с орфоэпическими нормами.

Оборудование: учебник, ЭФУ, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




1. № 4 (с. 33). Как на письме принято обозначать мягкие согласные?

2. Словарный диктант. Подчеркните мягкие согласные.

Организует проверку домашнего задания, письмо под диктовку.

Актуализирует знания.

Предъявляют результаты работы.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Прочитайте ключевые слова урока. Над чем будем работать на уроке?

Включает в постановку задач урока.

Определяют задачи урока.


3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. № 6 (с. 34). Запись пар слов. Знакомство с записью звукового строения слов [мыл] — [м'ил], [сэр] - [с'эр].

Знакомит с записью звукового строения слов.

Анализируют запись звукового строения слов.


2. Запись звукового строения слов мал — мял, нос — нёс.

3. № 7. Самостоятельная работа. Запиши, добавляя слова.

Работа в парах — запись звукового строения слова утята. Самопроверка по образцу.

У кого получилось? Молодцы!

4. № 10 (с. 35). Работа с орфоэпическим словариком (с. 140). Запись звукового строения слов крем, музей.

5. № 11. Списывание предложений. Проговаривание пропущенных слов. Работа с толковым словариком (с. 139). Какие слова при записи предложений пришлось переносить?

Упражняет в записи звукового строения слов.

Организует свободное письмо с ориентированием на рисунки, работу в парах.

Знакомит с орфоэпическими нормами слов.

Учит работать со словарями.

Выполняют звуковой анализ слова и его звуковую запись.

Дополняют тексты.

Делают записи: передают письменно информацию.

Работают со словарями.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Выполнили мы задачи урока? Что новое узнали? Чему научились? В каких случаях нам может помочь звуковая запись слова? Какой словарик поможет узнать, как произносится слово?

5. Д/з: учебник, с. 34, № 8. Прочитайте двустишия, дополняя словами. Дома нужно списать эти двустишия, сделать звуковую запись одного из слов (по выбору), учиться произносить правильно слова крем, музей.

Организует рефлексию.

Готовит к выполнению домашнего задания.

Предоставляет возможность выбора слова для разбора.

Осуществляют рефлексию.


Урок 18. Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков

Тип урока: открытие нового знания (урок-исследование).

Задачи урока: выявить группы шипящих, непарных по твёрдости и мягкости: ц, ж, ш — ч, щ, повторить правила употребления гласных а, у после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу), провести наблюдение над употреблением гласных е, и после непарных твёрдых шипящих.

Планируемые результаты: применять правила употребления гласных а, у после шипящих на письме; наблюдать условия выбора гласных после разных групп твёрдых и мягких согласных и делать выводы, писать графически правильно, давать толкование пословицы, работать в паре, проверять, оценивать результаты работы.

Оборудование: учебник, ЭФУ, Рт1, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




№ 8 (с. 34). Самопроверка звуковой записи слов по рабочим тетрадям учащихся на электронной доске. Есть ли вопросы?

Организует проверку домашнего задания.

2 ученика предъявляют результаты работы. Остальные проверяют, задают вопросы.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




№ 12 (с. 36). По какому основанию буквы объединены в группы? Всегда ли мы знаем, какую букву гласного писать после этих букв? Сегодня постараемся разобраться с этим вопросом.

№ 14. Какие правила напомнил нам художник? Значит, чем будем заниматься на уроке?

А ещё будем наблюдать, как пишутся слова с этими буквами, и делать выводы. Какие качества пригодятся для такой работы?

Включает в постановку задач урока, в том числе и личностного характера.

Участвуют в постановке задач урока, ставят задачи личностного характера.


3. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ




1. № 13 (с. 36). Юные учёные, давайте понаблюдаем:

а) Какие гласные употребляются после ш; ж; ц;

б) Какие гласные употребляются после ч? щ?

— Какие выводы можно сделать? Работает общее правило употребления гласных как показателей твёрдости и мягкости?

2. Чтение информации «Ключика». Значит, для этих букв есть особые правила. Какие правила вы уже знаете?

Приведите примеры слов из № 13. Запишите эти слова.

Организует наблюдение над употреблением гласных после шипящих и ц, повторение изученного.

Наблюдают, делают выводы.

Дают ответ на основании изученных правил.

Приводят примеры.


4. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. Чистописание. Рт, с. 13. жи, ыж, живу, лыжи. Не живи чужим умом, живи своим разумом.

Как вы понимаете пословицу? В каких словах применили изученные правила?

2. № 15 (с. 37). Самостоятельная работа.

3. № 16. Работа в парах.

Проверка. В какие группы вы объединили слова? Какие правила использовали при письме?

Организует проверку выводов, сделанных во время открытия нового знания.

Совершенствует технику письма.

Организует самостоятельную работу, работу в парах, проверку результатов работы.

Тренируют руку.

Дают толкование пословице.

Применяют правила.

Объясняют, проверяют результаты работы.


5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Выполнили мы задачи урока? Что новое узнали? Чему научились? Как работали? Оцените своё умение применять правила письма слов с сочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща. (Умею, нужно учиться.)

6. Д/з: учебник, с. 36, № 14 (устно), 5 словарных слов, Рт, с. 14, № 5. Прочитайте текст. Каким вы представляете себе рассказчика? Как нужно озаглавить текст?

Организует рефлексию и самооценку.

Комментирует домашнее задание. Готовит учащихся к его выполнению.

Осуществляют рефлексию и самооценку.


Урок 19. Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: повторить правила правописания слов с сочетаниями чк, чн, щн, познакомить с нормами произнесения и написания слов: конечно, скучно, скворечник, подсвечник.

Планируемые результаты: применять правила правописания слов с сочетаниями чк, чн, щн; употреблять правильное произнесение слов: конечно, скучно, скворечник, подсвечник, работать с орфоэпическим словарём, давать толкование пословицы, работать в паре, проверять, оценивать результаты работы.

Оборудование: учебник, Рт1, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




1. Рт, с. 14, № 5. Как вы озаглавили рассказ? Какое из этих названий отражает образ рассказчика?

Какие слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу встретились в рассказе?

2. Чистописание: ш, ши, пиши, уши, спешишь. Поспешишь — людей насмешишь.

Как вы понимаете эту пословицу?

Организует проверку домашнего задания.

Совершенствует технику письма.

Настраивает на внимательную, собранную работу.

Предъявляют результаты работы. Соотносят заголовки с образом рассказчика.

Тренируют руку. Дают толкование пословицы.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




№ 18 (с. 38). О каких правилах нам напоминает художник? Какие задачи будем решать на этом уроке?

Включает в постановку задач урока.

Активизирует изученные знания.

Определяют задачи урока.

Предъявляют знания.


3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. № 19 (с. 38). Выполнение заданий учебника. Чтение и запись загадки. Запись слова-отгадки (ноты) и его звукового строения ([ноты]). Отличаются ли написание и произношение слова ноты?

2. № 20. Сравни написание и произнесение слов: конечно, скучно, скворечник, подсвечник.

Где можно уточнить произношение слова? Составление предложений со словами.

Запись предложений под диктовку: Конечно, вы правы. Скучно сидеть без дела. Мальчик повесил скворечник на берёзу. На столе стоял красивый подсвечник.

3. № 21 (с. 39). Самостоятельная работа. Составление и запись словосочетаний.

Проверка. Объясните написание чн в словах.

4. № 22. Составление предложений. Запись первого предложения.

Словарь — лучший помощник при письме.

Какие правила письма использовали?

Организует комментированное письмо.

Акцентирует внимание на произношении и написании слов.

Учит произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами.

Развивает речь.

Учит переводить нормы произношения в нормы правописания.

Организует самостоятельную работу, проверку результатов работы.

Учит устанавливать грамматическую связь между словами в предложении.

Применяют знания правил на письме. Объясняют.

Сравнивают произношение и написание слов.

Используют в речи орфоэпические нормы.

Переводят при письме нормы произношения в нормы правописания.

Применяют знания на письме.

Составляют предложения.

Проверяют, объясняют.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Выполнили мы задачи урока? Что новое узнали? Что поняли? Чему научились? Оцените своё умение применять правила письма слов с сочетаниями чк, чн, щн. (Умею, нужно учиться.) Когда это умение пригодится вам в жизни?

5. Д/з: учебник, с. 39, № 22 (2 и 3 предложения), 5 словарных слов, по выбору Рт, с. 14, № 6 или № 7.

Организует рефлексию и самооценку.

Предоставляет право выбора задания.

Осуществляют рефлексию и самооценку.

Осуществляют выбор.


Урок 20. Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков.

Тип урока: урок контроля и самоконтроля.

Задачи урока: проверить умение списывать печатный текст объём 25 — 35 слов, повторить правила обозначения твёрдых и мягких согласных, упражнять в применении этих правил на письме, организовать самопроверку учащимися результатов работы.

Планируемые результаты: удерживать, запоминать графический образ слов, точно воспроизводить слова при записи (способ письма «вижу — пишу»), ищут нужную информацию, составляют звуковую схему слова, проверяют, вносят правку, определяют способ, проводят рефлексию способов действий.

Оборудование: учебник, тетрадь «Контрольные и диагностические работы. 2 класс».

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Какие правила вы использовали при выполнении домашнего задания? По какой теме мы работаем? Сегодня у нас завершающий урок по теме «Обозначение твёрдых и мягких согласных»? Какие задачи поставим перед собой? И ещё проверим, как вы умеете использовать эти знания при списывании текста.

Включает в постановку задач урока.

Участвуют в постановке задач урока.


2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ




1. Работа с таблицей (с. 32). Что мы знаем о твёрдых и мягких согласных?

2. Игра «Да, нет». Объясните свой ответ.

1) В слове крем один мягкий согласный.

2) В слове цирк буква и показывает мягкость согласного [ц].

3) В слове свеча буква а показывает твёрдость согласного [ч].

4) В слове моржи после ж пишу и.

5) В слове синенький между нк пишу ь.

6) Слово точка нужно писать с ь.

7) Слово скворечник нужно писать с буквой ш.

Организует повторение по теме на основе таблицы.

Проверяет умение делать выбор на основе изученных знаний.

Предъявляют изученные знания по теме.

Переводят информацию таблицы в словесную.

Объясняют свой выбор ответа.


3. ПРОВЕРКА И САМОПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ




1. КДр. с. 4. Списывание текста.

Ворона

Пёс Дружок спал около скамеечки. Вдруг возле него села ворона. Птица широко расставила лапки, вытянула шею и клюнула Дружка. Пёс поднял голову. Ворона часто замахала крыльями и улетела. (28 слов.)

2. Проверьте, сверяя по тексту. Подчеркните в словах изученные правила.

3. Выполнение дополнительных заданий.

1) О каких животных идёт речь в тексте? В названии какого из них все согласные звуки твёрдые? Запиши это слово и составь к нему схему.

2) Проверь, верно ли слова разделены на слоги. Если нужно, исправь (зачеркни, дорисуй).

Око-ло, ска-тер-ть, вд-руг, пти-ца, кры-лья, уле-те-ла.

3) Определи способы превращения слов. Используя тот же способ, допиши слово. Поставь знак ударения.

1 способ: полка — полк, зубр — ...

2 способ: лама — мала, рано — ...

3 способ: зола — лаки — кино — ...

4) Какой способ превращения слов из № 5 сложнее? Подчеркни.

1 способ

2 способ

3 способ

Проверяет умение грамотно списывать текст.

Организует самопроверку.

Нацеливает на выполнение дополнительных заданий.

Предъявляют умение списывать текст.

Проверяют, сверяя с печатным текстом, находя и подчёркивая изученные правила.

Ищут нужную информацию.

Составляют звуковую схему слова.

Проверяют, вносят правку.

Определяют способ и действуют.

Проводят рефлексию способов действий.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Удалось нам выполнить задачи урока? Оцените своё умение применять изученные правила при списывании. (Умею, нужно учиться.)

5. Д/з: учебник, с. 40, № 27, 5 словарных слов.

Организует рефлексию и самооценку.

Осуществляют рефлексию и самооценку.


Урок 21. Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков

Тип урока: применения знаний и способов действий.

Задачи урока: повторить изученное о парных и непарных звонких и глухих согласных, провести наблюдение над способностью звонких звуков оглушаться на конце слов, повторить приёмы проверки таких звуков.

Планируемые результаты: различать звонкие и глухие согласные, парные и непарные согласные; выполнять звуковой анализ слов, применять способ выбора парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Оборудование: учебник, ЭФУ, Рт, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОК




Работа с маршрутным листом (с. 4, 5). Какие темы мы повторили? Помогло ли вам домашнее задание закрепить свои знания и умения?

Какую тему предстоит повторить сегодня? Какие задачи поставим?

Включает в постановку задач урока.

Определяют задачи урока.

Предъявляют знания.


2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ




1. № 1 (с. 42). Работа с таблицей по заданиям учебника.

2. Чистописание букв парных звонких и глухих согласных с элементами обводки.

Актуализирует изученные знания.

Учит читать и дополнять таблицу.

Совершенствует технику письма.

Определяют признаки деления букв на группы. Дополняют таблицу.

Предъявляют знания. Тренируют руку.


3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. № 2 (с. 42). Работа в парах по заданиям учебника. Взаимопроверка.

Кто справился с заданием? Что значит слово дрофа? Как вы это узнали?

2. № 3 (с. 42). При записи каких слов могут возникнуть трудности в написании согласных? Запись слов стог, арбуз.

3. № 4 (с. 43). Работают с таблицей по заданиям учебника.

Как же действовать на письме, если звонкие согласные на конце слова оглушаются?

4. № 5. Обсуждают способ действия. Записывают слова, комментируя способ действий.

5. Рт, с. 16, № 2. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

Организует работу в парах.

Упражняет в различении парных звонких и глухих согласных.

Проводит звукобуквенный анализ слов.

Организует наблюдение за оглушением согласных на конце слова.

Акцентирует внимание на способе действий при выборе буквы.

Упражняет в применении способа.

Диктуют друг другу слова.

Различают парные звонких и глухих согласные.

Работают со словарём. Проверяют.

Сравнивают произношение и написание слов. Наблюдают за оглушением согласных на конце слова. Делают выводы.

Применяют способ действий. Проверяют.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Выполнили мы задачи урока? Что новое узнали? Что поняли? Чему научились? Оцените своё умение применять способ выбора буквы парных звонких и глухих согласных на конце слова. (Умею, нужно учиться.) Когда это умение пригодится вам в жизни?

5. Д/з: по выбору: 1) учебник, с. 43, № 6, 5 словарных слов, 2) учебник, с. 43, № 7, Рт, с. 16, № 3.

Организует рефлексию и самооценку.

Предоставляет право выбора задания.

Осуществляют рефлексию и самооценку.

Осуществляют выбор.


Урок 22. Обозначение на письме гласных звуков

Тип урока: применения знаний и способов действий

Задачи урока: повторить правило о безударных гласных, проверяемых ударением; упражнять в выборе гласной по данным проверочным словам, в подборе проверочных слов с опорой на образец, в подборе проверочных слов способом: один—много, учить доказывать правильность проверки, используя графические обозначения.

Планируемые результаты: различать ударные и безударные гласные; выполнять звуковой анализ слов, применять способ выбора гласных (один — много), графически доказывать правильность подбора проверочных слов.

Оборудование: учебник, Рт, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




№ 1 (с. 44). Что вы представляете, когда слышите слово [лиса]? Почему можно по-разному понять значение этого слова? Выполнение заданий учебника.

Как вы думаете, над чем нам предстоит работать на уроке?

Включает в постановку задач урока.

Определяют значения слов леса, лиса.

Находят безударный гласный.

Определяют задачи урока.


2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ




№ 2 (с. 44). Работа со схемой по заданиям учебника. Повторение обобщённого правила проверки безударных гласных.

Актуализирует изученные знания. Учит читать схему.

Акцентирует внимание на обобщающем правиле проверке гласных.

Предъявляют знания. Читают схему.


3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. № 3 (с. 44). Выполнение заданий учебника. Каким способом проверки гласных мы пользовались?

2. № 4 (с. 45). Отвечают на вопросы учебника. Какое слово можно считать проверочным?

Как можно без слов доказать, что слово является проверочным?

3. Рт, с. 16, № 6. Чего не хватает для доказательства правильного подбора проверочного слова? Правильно, нужно поставить знак ударения. Самостоятельная работа.

4. № 6 (с. 45). Комментированное письмо.

Работа в паре. Объяснение способа проверки безударных гласных.

5. № 7 (устно).

Скажите, а способ проверки был «один—много» или другой? Молодцы, что вы заметили это. Здесь мы изменяли слова по вопросам.

Акцентирует внимание на способе проверки путём изменения форм числа. Уточняет представление о проверочном слове. Учит применять графическое обозначение проверочного слова. Упражняет в применении способа проверки «один — много, много — один».

Знакомит со способом проверки — изменяю слово по вопросам.

Подбирают проверочное слово, действуя по образцу.

Объясняют способ проверки. Различают проверяемое и проверочные слова. Применяют графические обозначения, способ проверки.

Объясняют свои действия.

Изменяют слова по вопросам.

Сравнивают способы проверки.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Выполнили мы задачи урока? Каким способом учились действовать? Что новое узнали? Что поняли? Оцените своё умение применять способ «один—много, много—один» для выбора буквы безударных гласных. (Умею, нужно учиться.) Когда это умение пригодится вам в жизни?

5. Д/з: учебник, с. 45, № 5, 5 словарных слов.

Организует рефлексию и самооценку.

Осуществляют рефлексию и самооценку.


Урок 23. Обозначение на письме гласных звуков

Тип урока: применения знаний и способов действий.

Задачи урока: учить различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в словах, обращаться к словарям при записи слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением, повторить слова из словаря, изученные в 1 классе, провести пропедевтическую работу по знакомству со способом проверки орфограмм с помощью слов с историческим корнем.

Планируемые результаты: различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в словах; наводить справки в орфографическом словаре, выполнять звуковую запись слов.

Оборудование: учебник, ЭФУ, Рт, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Смогли вы подобрать проверочные слова при выполнении № 5 (с. 45)? Какой способ проверки использовали?

А почему в словарных словах нужно запоминать буквы, обозначающие безударные гласные? Сегодня нам предстоит поработать над безударными гласными, не проверяемыми ударением. Какие задачи поставим?

Включает в постановку задач урока, основываясь на домашнем задании.

Объясняют способ проверки. Определяют задачи урока.


2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ




Вспомните словарные слова, изученные в 1 классе. Орфографическое проговаривание и запись словарных слов.

А если вы забыли, как пишется слово, что нужно делать?

Работа с информацией в рамке (с. 46).

Активизирует изученные знания.

Предъявляют знание словарных слов.

Объясняют действия.

Дополняют свой ответ.


3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. № 10 (с. 46). Работа с загадками по заданиям учебника. Запись звукового состава слов-отгадок: медведь — [м'эдв'эд'], заяц — [заиц], собака — [сабака].

Списывание последней загадки.

2. Лексическо-орфографическая работа со словом хозяин.

3. № 12 (с. 47). Подбор словарных слов с опорой на рисунок. Выбор слов из информации «Ключика».

Запись слов: учитель, ученик, дежурный, тетрадь, карандаш, сентябрь. Уточнение правописания слов по орфографическому словарю.

4. № 13 (устно). Если вы запомните греческое слово тетрас, то сможете без ошибок написать слово тетрадь.

5. Составление и запись предложений со словарными словами.

Ученики пишут в тетрадях.

Дежурный ученик стирает рисунки с доски. Самопроверка.

Организует работу по применению знания словарных слов.

Упражняет в записи звукового состава слов.

Развивает орфографическую зоркость.

Учит находить слова с непроверяемыми безударными гласными.

Тренирует в записи словарных слов, в уточнении их правописания по словарю.

Проводит пропедевтическую работу по проверке с помощью слов с историческим корнем.

Отгадывают загадки.

Предъявляют знание правописания словарных слов.

Делают звуковую запись слов.

Подбирают словарные слова с опорой на рисунок.

Дополняют из информации «Ключика».

Уточняют правописание слов по словарю.

Составляют предложения.

Проверяют записи.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Выполнили мы задачи урока? Какие бывают безударные гласные? Помните ли вы, как пишутся слова с непроверяемыми безударными гласными, выученными в 1 классе? Что делать, если вы забыли или не знаете написание слова? Что новое узнали на уроке? Что поняли?

5. Д/з: учебник, с. 46, № 11, подготовиться к словарному диктанту. Какие правила нужно применить, чтобы правильно записать текст № 11?

Организует рефлексию и самооценку.

Готовит к выполнению задания.

Осуществляют рефлексию и самооценку.


Урок 24. Слова — названия предметов, признаков и действий

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Задачи урока: систематизировать с помощью опорной таблицы основные группы слов — названия предметов, их признаков, действий, ввести синонимические глаголы — «называть», «обозначать», упражнять в умении ставить вопросы к словам, учить использовать разные признаки при группировке слов (лексическое значение, общее значение).

Планируемые результаты: ставить вопросы к словам, определять общие значения слов, группировать слова по их общим значениям, «читать» табличку и озвучивать её содержание словесно.

Оборудование: учебник, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечания

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




Словарный диктант.

Проверяет знание словарных слов.

Предъявляют знание словарных слов.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Работа с маршрутным листом (с. 4, 5). Какие темы пройдены? По какой теме будем работать сегодня? Какие задачи будем решать на уроке?

Включает в постановку задач урока с опорой на маршрутный лист.

Определяют тему по маршрутному листу, ставят задачи урока.


3. ОБОБЩ ЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ




№ 1 (с. 48). Работа с таблицей по заданиям учебника.

Систематизирует знания учащихся об общих значениях слов.

Акцентирует внимание, что в русском языке ведём работу со словами, а не объектами (девочка, цыплёнок, ... — названия предметов).

Предъявляют, обобщают знания. Читают таблицу.

Определяют основания группировки слов.

Определяют общие значения слов.


4. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. № 2 (с. 48). Какие слова нам даны? Что они обозначают? (Признаки предмета.) Что по этим признакам должны определить? Ответы детей.

2. № 3. Какие действия может совершать кот? Запись предложения.

3. № 4 (с. 49). Игра «Четвёртое лишнее». Выполнение заданий учебника.

4. № 5. Составление и запись предложений по заданной схеме.

5. № 6 (устно). Коллективное составление предложений.

Упражняет в определении слов — предметов, их признаков и действий.

Развивает логическое мышление.

Учит составлять предложения с опорой на схему.

Задают вопросы к словам.

Определяют, различают общие значения слов.

Группируют слова по общим значениям. Объясняют своё мнение.

Действуют по образцу, с опорой на схему.


5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Выполнили мы задачи урока? Над какими группами слов мы сегодня работали? На какие вопросы отвечают слова — предметы; слова — признаки предметов; слова — действия предметов? Что новое для себя узнали на уроке? Что поняли?

6. Д/з: учебник, с. 53, № 7. Памятка № 3 (с. 141) вам поможет. Прочитаем её. Как будете действовать дома?

Организует рефлексию и самооценку.

Готовит к выполнению домашнего задания.

Осуществляют рефлексию и самооценку.


Урок 25. Работа слов в предложении и тексте

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: упражнять в умении писать текст под диктовку, повторить признаки предложения в отличие от набора отдельных слов, упражнять в составлении предложений, в делении текста на предложения, в составлении текста из предложений, восстановлении их логической последовательности с опорой на план-рисунки, в редактировании текста.

Планируемые результаты: писать под диктовку, применяя изученные знания; различать на слух набор слов, предложений и текст; составлять предложения на основе набора слов; находить недочёты в речи.

Оборудование: учебник, ЭФУ, Рт, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечания

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ




1. № 7 (с. 53). Как вы готовились к диктанту? Какие правила будете применять при письме?

2. Запись текста под диктовку.

3. Взаимопроверка.

Проводит обучающий диктант.

Развивает орфографическую зоркость.

Находят слова на изучаемые правила.

Пишут под диктовку.

Сверяют с текстом.


2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Прочитайте тему урока (с. 50). Над чем будем работать на уроке?

Включает в постановку задач урока с опорой на тему.

Определяют задачи урока, ориентируясь на тему.


3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ




Что вы знаете о предложении? О тексте?

Актуализирует знания учащихся о предложении.

Предъявляют знания о предложении.


4. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. № 1 (с. 50). Какую запись можно назвать предложением? Почему?

Сравните свой ответ с информацией «Ключика» (с. 50). Как можно дополнить наш ответ?

2. № 2 (с. 50). Составление и запись предложения: На берёзах листья стали жёлтыми. Работа по заданиям учебника. Какие слова — предметы, признаки, действия использованы в предложении. Какое ещё есть слово? (Предлог на.)

3. № 3. Устное выполнение задания.

4. № 4 (устно). Какая запись является текстом? Докажите.

Дополните ответ информацией «Ключика».

5. № 5. Работа с непунктированным текстом по заданиям учебника.

Списывание текста. Взаимопроверка.

Упражняет в применении знаний о предложении и тексте.

Учит работать с дополнительной информацией.

Акцентирует внимание на роли предлога в предложении.

Упражняет в подборе предлога.

Организует работу с непунктируемым текстом.

Доказывают, основываясь на знаниях о предложении, тексте. Дополняют ответ информацией «Ключика». Составляют предложения.

Устанавливают связь между словами. Выбирают нужный предлог.

Делят текст на предложения, записывают с учётом изученных правил.


5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Выполнили мы задачи урока? Сумеете ли вы отличить предложение от слов, набор предложений от текста? Что новое для себя узнали на уроке? Что поняли?

6. Д/з: учебник, с. 53, № 8, 5 словарных слов.

Организует рефлексию и самооценку.

Осуществляют рефлексию и самооценку.


Урок 26. Проверочная работа

Тип урока: урок контроля и самоконтроля.

Задачи урока: проверить применение знаний и способов действий учащимися, организовать самоконтроль и самооценку учащимися результатов работы.

Планируемые результаты: анализировать звуковое и буквенное строение слова, сопоставлять строение разных слов, характеризовать звуки русского языка, знать последовательность букв в русском алфавите; в дополнительной работе: моделировать звуковую схему слова; группировать согласные звуки по звонкости и глухости; осуществлять проверку в определении ударного слога, в написании слов с большой буквы и вносить коррективы; использовать алфавит для упорядочивания информации; проверять и оценивать результаты работы.

Оборудование: тетрадь «Контрольные и диагностические работы. 2 класс».

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Ребята, вам предстоит выполнить проверочную работу. Мы сейчас познакомимся с ней, а потом вы будете самостоятельно выполнять работу.

В основной части 6 заданий. Учитель читает задания. И если детьми не понят их смысл, объясняет, что нужно делать.

Тот, кто выполнит основную часть и проверит её, может приступить к дополнительной части. Здесь задания сложнее, но очень интересные. Постарайтесь их выполнить. Успехов вам!

Организует знакомство с содержанием проверочной работы.

Нацеливает на успешное выполнение.

Мотивирует на выполнение дополнительной части

Определяют содержание заданий.

Задают вопросы.


2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА




Выполнение основной части. Самопроверка.

Выполнение дополнительной части.

Организует самостоятельное выполнение задания. Нацеливает на самоконтроль.

Предъявляют умения.

Осуществляют самоконтроль.


3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Кто считает, что ему удалось выполнить основную часть? Кто сумел полностью сделать дополнительную часть? А частично?

Организует самооценку.

Осуществляют самооценку.


Урок 27*. Анализ проверочной работы

Тип урока: урок рефлексии и коррекции результатов.

Задачи урока: организовать рефлексию и коррекцию результатов работы; учить аргументированно проводить работу над собственными ошибками.

Планируемые результаты: дифференцировать и группировать ошибки, анализировать (совместно с учителем) причину ошибок, графически обосновывать орфограммы при работе над ошибками, ставить задачи по устранению причин ошибок.

Оборудование: тетрадь «Контрольные и диагностические работы. 2 класс».

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Общая оценка учителя итогов проверочной работы. — Порадовало, что многие задания сумели выполнить правильно. Число учащихся, которые достигли повышенного уровня — ..., базового уровня — ... .

Видно, что вы старались, но ошибки всё-таки были. Какие задачи поставим на этот урок?

Включает в постановку задач урока.

Определяют задачи урока.


2. АНАЛИЗ И КОРРЕКЦИЯ ТИПОВЫХ ОШИБОК ОСНОВНОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ




Больше всего ошибок допущено в заданиях: ... . Как вы думаете, почему? Как нужно было рассуждать при выполнении этого задания?

Организует обсуждение причин типовых ошибок, поиск способов действий по их предупреждению.

Анализируют причины ошибок.

Восстанавливают способы действий, корректируют.


3. РАБОТА НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОШИБКАМИ (ПАРАМИ ИЛИ ЧЕТВЁРКАМ

И)



Учащиеся, выполнившие задания без ошибок, помогают разобраться и понять причину ошибок учащихся их допустившим.

Коллективное обсуждение. Учащиеся, допустившие ошибки, объясняют, как нужно было рассуждать. Им задают вопросы.

Организует работу групп.

Поощряет успешных учащихся ролью консультанта.

Консультируют, выполняют действия.

Объясняют, задают вопросы.


4. РАЗБОР ЗАДАНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ




Коллективное выполнение заданий дополнительной части.

В чём трудность? Как её преодолеть?

Поощряет учащихся, выполнивших задания. Организует рефлексию.

Предъявляют умения, корректируют.

Осуществляют рефлексию.


5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Выполнили ли мы задачи урока? Как работали? Что поняли? Как действовать, чтобы предупредить ошибки во время письма?

6. Д/з: по выбору учебник, с. 52, № 1, или № 2, или № 3

Организует рефлексию.

Предоставляет право выбора.

Осуществляют рефлексию.

Осуществляют выбор.


Урок 28. Обучающее изложение

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: учить выбирать заголовок, отражающий содержание текста, формировать умения письменно излагать содержание авторского текста по готовому плану-вопроснику, редактировать свой текст, развивать речь учащихся.

Планируемые результаты: выбирать заголовок текста в соответствии с его содержанием; передавать содержание чужой речи с опорой на подробный план-вопросник устно и письменно; применять изученные правила при свободном письме.

Оборудование: учебник, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Сегодня мы работаем в рубрике «Мастерская слова». А вы знаете, кого называют мастерами слова? (Писателей, поэтов, журналистов...) Прочитайте подзаголовок. Чему будем учиться на уроке? Сегодня мы будем учиться пересказывать текст автора.

Какие качества нам помогут в работе?

Включает в постановку задач урока, в том числе личностного плана.

Определяют задачи, в том числе личностного плана.


2. РАБОТА С ТЕКСТОМ




1. Кто написал этот текст? Прочитайте его. О чём этот текст?

2. Как его можно озаглавить? Какой из заголовков лучше отражает содержание текста? Обсуждение предложенных заголовков.

3. Работа с планом текста. Пересказ частей текста по вопросам плана.

4. Орфографическая работа со словами и образными выражениями текста. Запись в черновик. Что будете делать, если забыли или не знаете, как писать слово?

5. Устные рассказы по плану.

Организует обсуждение содержания текста, выбор его заголовка.

Учит подробному пересказу с ориентиром на план.

Учит работать с черновиком.

Ориентирует на поиск слов в словаре.

Высказывают мнение, объясняют, доказывают.

Отвечают на вопросы плана. Дополняют ответы.

Пересказывают части текста, текст.

Выписывают образные слова и сочетания слов.


3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




1. Теперь каждому из вас предстоит записать текст. Вам поможет план (на ЭД). Сколько частей будет в тексте? Не обязательно писать слово в слово, можно изменять предложения. Помните о том, что писать нужно грамотно. В случае необходимости нужно пользоваться словарём.

2. Самостоятельная творческая работа.

Организует самостоятельную работу учащихся.

Предъявляют знания и умения.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




1. Кто хочет прочитать свой текст?

2. Как вы считаете, удалось вам пересказать текст письменно? Помогал ли вам план? Кто пользовался словарём? В чём испытывали трудность? Как вы думаете, почему?

Организует проверку, самооценку, рефлексию.

Предъявляют результаты работы.

Осуществляют самооценку, рефлексию.


Урок 29*. Анализ изложения

Тип урока: урок рефлексии и коррекции результатов.

Задачи урока: организовать рефлексию и коррекцию результатов работы; учить аргументированно проводить работу над собственными ошибками, учить работе над речевыми недочётами и другого типа ошибками.

Планируемые результаты: находить речевые ошибки, анализировать (совместно с учителем) их причину, вносить изменения, классифицировать ошибки на изученные правила, ставить задачи по устранению причин ошибок.

Оборудование: учебник, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Общая оценка учителем по итогам изложения с двух позиций: 1) передача содержания и речевое оформление; 2) грамотность записи.

Какие задачи поставим на этот урок?

Включает в постановку задач.

Определяют задачи.


2. АНАЛИЗ ОШИБОК И НЕДОЧЁТОВ




1. Анализ речевых недочётов, недочётов в содержании. Учащиеся по очереди вычитывают подчёркнутые учителем предложения. Вместе определяют, что не так и как можно исправить. Записывают верный вариант. (Речевые недочёты: определение границ предложений в тексте, нарушение связи в словосочетаниях, неоправданное повторение слова, неправильное или неточное употребление слов. Недочёты в содержании и построении текста: искажение содержания текста, внесение лишних фактов, пропуск главных частей, важных фактов, нарушение логической последовательности (перестановка фактов и событий), повторное возвращение к одному и тому же факту, отсутствие связи между предложениями и частями, отсутствие красных строк и выделение частей.)

2. Анализ типовых орфографических и синтаксических ошибок. Больше всего ошибок допущено на правила: ... . Как вы думаете, почему? Что вызвало затруднение? Над чем нужно работать, чтобы не допускать эти ошибки?

— Как можно было проверить?

Организует обсуждение причин типовых ошибок, поиск способов действий по их предупреждению.

Анализируют причины ошибок.

Восстанавливают способы действий.


3. КОРРЕКЦИЯ ОШИБОК И НЕДОЧЁТОВ




Самостоятельная работа.

— Для учащихся, написавших изложение без ошибок, допустивших 1 — 2 ошибки, задание по желанию: учебник, с. 54, 57.

— Для учащихся, допустивших ошибки:

1) правильно записать предложения, в которых были допущены речевые недочёты;

2) на с. 54, 57 — выбрать задание для отработки умений по правилу, на которое ошибся.

Организует дифференцированную работу.

Поощряет успешных учащихся заданием по желанию. Осуществляет помощь слабым учащимся. Учит классифицировать ошибки и проводить коррекционную работу.

Выполняют задания.

Проводят коррекцию речевых и других ошибок.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




Выполнили ли мы задачи урока? Как работали? Что поняли? Как действовать, чтобы предупредить ошибки во время письма?

5. Д/з: дописать работу над ошибками.

Организует рефлексию.

Осуществляют рефлексию.


Урок 30. Обучающее сочинение

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Задачи урока: формировать умения составлять текст об осени (устно и письменно) на основе личных наблюдений, продумывать план по образцу картинного плана и содержания мультфильма, развивать речь учащихся.

Планируемые результаты: составлять текст, логически правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме, действовать по аналогии, ориентируясь на картинный план и содержание мультфильма; записывать текст в соответствии с изученными правилами.

Оборудование: учебник, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Мы продолжаем работать в «Мастерской слова». Вы уже попробовали пересказать авторский текст. Как вы думаете, чем будем заниматься сегодня? Подзаголовок вам должен подсказать ответ.

Чему будем учиться на уроке?

Включает в постановку задач урока.

Определяют задачи урока с опорой на подзаголовок.


2. РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ ТЕКСТА




1. № 2 (с. 59). Составление по картинному плану устного рассказа для Деда Мороза «Что такое лето» (по сюжету мультфильма). Работа по заданиям учебника.

2. Сбор информации и коллективное составление рассказа «Золотая осень». Что можно рассказать Деду Морозу об осени? Какие слова или сочетания слов вы хотели бы использовать в этом рассказе из текста И. Соколова-Микитова (с. 58, № 1)?

3. Обсуждение формы сочинения: стихотворение, рассказ, письмо Деду Морозу в Великий Устюг.

4. Работа с информацией «Ключика». Какие слова советует вам использовать «Ключик»?

5. Самостоятельная работа над устным рассказом.

6. Прослушивание 2 — 3 творческих работ.

Что нужно делать, чтобы написать сочинение грамотно? Не забудьте пользоваться словарём (возможно использование с. 58, 59 учебника).

Развивает речь учащихся.

Учит ориентироваться при создании текста на картинный план, действовать по аналогии.

Учит отбирать единицы языка, опираясь на художественный текст, дополнительную информацию.

Предоставляет право выбора формы творческой работы.

Составляют устный рассказ с опорой на картинный план.

Действуют по аналогии, составляют рассказ об осени.

Отбирают единицы языка.

Делают выбор.


3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ




Самостоятельная работа. Создание письменного рассказа об осени.

Организует самостоятельную работу учащихся.

Предъявляют знания и умения.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




1. Кто хочет прочитать свой текст?

2. Как вы считаете, удалось вам рассказать о золотой осени? Помогал ли вам картинный план? Кто пользовался словарём? В чём испытывали трудность? Как вы думаете, почему?

Организует проверку, самооценку, рефлексию.

Предъявляют результаты работы.

Осуществляют самооценку, рефлексию.


Урок 31*. Анализ сочинения

Тип урока: урок рефлексии и коррекции результатов.

Задачи урока: организовать рефлексию и коррекцию результатов работы; учить аргументированно проводить работу над собственными ошибками, учить работе над речевыми недочётами и другого типа ошибками.

Планируемые результаты: находить речевые ошибки, анализировать (совместно с учителем) их причину, вносить изменения, классифицировать ошибки на изученные правила, ставить задачи по устранению причин ошибок.

Оборудование: учебник, ...

Ход урока

Действия учителя

УУД учащихся

Примечание

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА




Общая оценка учителем по итогам сочинения с двух позиций: 1) передача содержания и речевое оформление; 2) грамотность записи.

Какие задачи поставим на этот урок?

Включает в постановку задач.

Определяют задачи.


2. АНАЛИЗ ОШИБОК И НЕДОЧЁТОВ




1. Презентация лучших творческих работ детей.

2. Анализ и коррекция речевых недочётов, недочётов в содержании.

2. Анализ и коррекция типовых орфографических и синтаксических ошибок. Над чем нужно работать, чтобы не допускать эти ошибки?

Организует обсуждение причин типовых ошибок, поиск способов действий по их предупреждению.

Анализируют причины ошибок.

Восстанавливают способы действий.


3. КОРРЕКЦИЯ ОШИБОК И НЕДОЧЁТОВ




1. Самостоятельная работа. Переписать сочинение, корректируя недочёты и ошибки.

2. Продумать оформление работы для выставки.

Организует самостоятельную работу.

Проводят коррекцию текста.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА




1. Чтение творческих работ.

2. Выполнили ли мы задачи урока? Как работали? Что поняли? Как действовать, чтобы предупредить ошибки во время написания сочинения?

5. Д/з: дооформить творческую работу.

Организует рефлексию.

Осуществляет рефлексию.