Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021

Тетрадь 1
Занятие 4. Игротека

Цель: закреплять умение делать звукобуквенный разбор слова, называть слово по его лексическому значению, распределять слова в группы в соответствии с их общим названием; развивать внимание, мышление, воображение, слуховую память, фонематический слух, чувство рифмы.

Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.

Приглашаю вас, ребята, в игротеку. Здесь вас ждут занимательные игры и задания на ранее изученные темы.

Задание 1. Разгадайте кроссворд. В выделенных лепестках прочтите получившееся слово. Назовите звуки и буквы, из которых состоит данное слово. Дайте (устно) характеристику каждому звуку.

1. На ИЗО с тобой пойдём

И с собой его возьмём.

В чём мы будем рисовать?

Как назвать мне ту тетрадь?

2. Сидит на ней ловко

Серная головка,

Потрёшь её о коробок —

Тут же вспыхнет огонёк.

3. Трусоват бегун немного:

Испугают по дороге —

Раз! И он тотчас же смог

Спрятать голову в песок.

4. Красные зёрна внутри встали в ряд.

Сладок и сочен спелый ...

5. Лежат на шпалах,

Почти что с краю,

По ним удобно

Ходить трамваю.

6. Льётся речка — мы лежим,

Лёд на речке — мы бежим.

Ответы. 1. Альбом. 2. Спичка. 3. Страус. 4. Гранат. 5. Рельсы. 6. Коньки. Слово в выделенных лепестках — маугли.

Маугли. Звуки: [М], [А], [У], [Г], [Л’], [И]. Буквы: «эм», «а», «у», «гэ», «эль», «и».

[М] — согласный, твёрдый, звонкий.

[А] — гласный, ударный.

[У] — гласный, безударный.

[Г] — согласный, твёрдый, звонкий.

[Л’] — согласный, мягкий, звонкий.

[И] — гласный, безударный.

Задание 2. Угадайте слово по его лексическому значению.

Такой, который обязательно чем-либо выдаётся в большой степени — ... (великий).

Человек, близкий по духу, по убеждениям, на которого можно во всём положиться — ... (друг).

Издавать блеск — ... (блестеть).

Испытывать страх — ... (бояться).

Такой, который медленно двигается — ... (медлительный).

Задание 3. Выпишите слова в три столбика в соответствии с их общим названием.

Слова: линейка, курица, утка, циркуль, самолёт, индюк, пенал, вертолёт, поезд.

Ответ.

Учебные вещи

Домашние птицы

Транспорт

линейка

курица

самолёт

циркуль

утка

вертолёт

пенал

индюк

поезд

Задание 4. Игра «Собери слова в лукошко». Представьте себе волшебную страну, в которой есть всё, что существует в мире. Стоит только окликнуть слово — и оно окажется у вас в лукошке. Кто последним назовёт слово на тему «школа», тот и победит.

Примеры. Здание, коридор, лестница, класс, ученики, учитель, звонок, указка, классный журнал, доска, оценка...

Пора отдохнуть. Занимательный привал!

Дорисуйте недостающие детали. Раскрасьте рисунки.

Задание 5. Я прочту один раз ряд слов. Постарайтесь их запомнить, после чего записать первую букву каждого слова. У вас получится новое слово.

Корабль, ремень, инструмент, кошка. (Крик.)

Зебра, ирис, магазин, автомат. (Зима.)

Волк, окрик, лягушка, ястреб. (Воля.)

Утка, тигр, юла, горшок. (Утюг.)

Удочка, земля, ель, ландыш. (Узел.)

Задание 6. Игра «Ой!». Я буду читать загадки и вместо некоторых слов говорить «Ой!». Ваша задача: слушать очень внимательно, чтобы правильно подобрать пропущенное слово, подходящее по смыслу и по рифме. А также отгадать загадку.

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у (ОЙ!).

Ветерочек прошуршал

И развеял этот (ОЙ!).

Ответ: дорожки, шар.

(Одуванчик.)

Много дружных ребят

На одном столбе (ОЙ!).

Как начнут они резвиться —

Только пыль начнёт (ОЙ!).

Ответ: сидят, клубиться.

(Метла.)

На большой цветной ковёр

Села эскадрилья —

То раскроет, то закроет

Расписные (ОЙ!).

Ответ: крылья.

(Бабочки.)

Пробирается к корыту,

Оттирает всех бочком

Покупатель неумытый

С неразменным (ОЙ!).

Ответ: пятачком.

(Поросёнок.)

Зимой он был крышей

Для речки, пруда.

Весной не осталось

От крыши (ОЙ!).

Ответ: следа.

(Лёд.)

Летом — в огороде,

Свежие, зелёные,

А зимою — в бочке,

Крепкие, (ОЙ!).

Ответ: солёные.

(Огурцы.)

Как зовут меня, скажи?

Часто прячусь я во (ОЙ!).

Скромный полевой цветок

Под названьем (ОЙ!).

Ответ: ржи, василёк.

Поезд едет, едет, едет

Мимо елей и берёз,

Далеко уехал поезд —

Еле слышен стук (ОЙ!).

Ответ: колёс.

Занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.