Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021

Тетрадь 1
Задание 7. Пословица недаром молвится

Цель: расширять представления учащихся о пословицах; развивать внимание, мышление, воображение, пространственную ориентацию, память, речь.

Сегодняшнее занятие, ребята, мы посвятим пословицам.

Глубока кладовая народной мудрости, не вычерпать её до дна. Русский язык особенно богат пословицами. Меткие, короткие, выразительные, они сами приходят на ум в той или иной жизненной ситуации. Они сопровождают нас всю жизнь, хотя, если подумать, мы как будто и не читали их нигде, только в разговоре их слышали и сразу же запомнили.

Многие пословицы живут в народе уже сотни лет, а некоторые придуманы недавно.

Сегодня я предлагаю вам поиграть с пословицами, прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать её очарование.

Задание 1. Найдите и исправьте ошибку в русской пословице (если она есть).

Делу — время, потехе — минута. (Час.)

Кончил дело — гуляй сколько влезет. (Смело.)

Яблоко от яблони рядом падает. (Недалеко.)

Долог день до вечера, когда кушать нечего. (Делать.)

Один ум — хорошо, а два — некрасиво. (Лучше.)

Кашу маслом не измажешь. (Испортишь.)

Без труда не вытянешь и щуку из пруда. (Рыбу.)

Что написано пером, того не вырезать ножом. (Не вырубить топором.)

Не говори «ура», пока не перепрыгнешь. («Гоп».)

Друг познаётся в воде. (В беде.)

Цыплят по весне считают. (По осени.)

Не всё то золото, что сверкает. (Блестит.)

Задание 2. Соедините линией начало и конец пословицы.

Ответ. Без наук как без рук. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Лучше вода у друга, чем мёд у врага. Не плюй в колодец: пригодится воды напиться. Перемелется — мука будет.

Задание 3. Послушайте истории, придуманные вашими ровесниками, и из трёх предложенных пословиц выберите одну, выражающую основную мысль текста.

История 1. «Собака»

Я долго уговаривал родителей купить мне собаку. Они упорно не соглашались, говорили, что это большая ответственность, но я всё же их уговорил. Я обещал, что только сам всегда буду выгуливать её. Когда в доме появилась собака, моей радости не было конца. Я сам выгуливал её, и мне это доставляло большое удовольствие. Я частенько старался угостить её чем-нибудь вкусненьким. Помогал папе купать моего четвероногого друга, а маме — расчёсывать его густую шерсть.

Но так длилось не более двух месяцев. Вскоре у меня появились новые увлечения, и маме приходилось заставлять меня выгуливать собаку. Всё реже и реже я стал выполнять свои обязанности по уходу за собакой, и тогда, чтобы не мучить животное, родители были вынуждены отправить его в деревню к бабушке.

Прошло время, и я вдруг затосковал по моей собаке, стал плакать и просить родителей вернуть её обратно. Но они категорически отказались. И тогда папа грустно сказал: ... .

Пословицы.

Без друга в жизни туго.

Что имеем — не храним, потеряем — плачем.

Как аукнется, так и откликнется.

История 2

К моему брату пришёл одноклассник. Он стал жаловаться на события, которые с ним произошли и, уходя, сказал:

— Потерянный у меня день!

Я спросил у брата, как это может потеряться день. Брат сказал, что если человек не сделал ничего полезного в течение дня, ничему не научился, никому не помог, то можно считать этот день потерянным днём. И добавил: «Знаешь такую пословицу? ...».

Пословицы.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Меньше говори, да больше слушай.

Время дороже золота.

История 3

Два мужика посеяли весной огород. Один мужик поливал, окучивал, пропалывал, а другой на печке сидел да в окно глядел.

Наступила осень — пора урожай собирать. Приходит каждый на свой огород. У того мужика, что на печке сидел, сорняки по колено выросли, а у другого мужика, что трудился не покладая рук, знатный урожай поспел.

Вот так-то. Как известно, ... .

Пословицы.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Кто не работает, тот не ест.

Задание 4. Попробуйте самостоятельно найти «ключик» для прочтения пословицы.

Пословица:

Код:

Ответ. Хорошо там, где нас нет.

А сейчас — занимательный привал!

Перерисуйте как можно точнее группу фигур.

Пофантазируйте немного. Представьте себе предлагаемую ситуацию и расскажите, что было бы, если бы вы в ней оказались.

◊ Если бы ты встретил слона—лилипута, о чём бы ты с ним поговорил?

◊ Если бы ты стал обладателем такого же, как у Карлсона пропеллера с моторчиком, то как бы ты им воспользовался?

◊ Если бы ты оказался у проруби на месте Емели, что бы ты попросил у щуки?

◊ Если бы в твои руки попал цветной волшебный зонтик Оле-Лукойе, какой сон бы ты попросил его показать? Если бы к тебе приехали в гости кот Матроскин и пёс Шарик, как бы вы развлекались?

◊ Если бы тебе довелось заглянуть в избу деда с бабой, где в это время выпекался Колобок, о чём бы ты предупредил хозяев?

Продолжаем работать с пословицами.

Задание 5. Пользуясь кодом, расшифруйте пословицу. Объясните её смысл.

Пословица.

Код:

Ответ. Шутка — минутка, а заряжает на час. (Шутка не занимает много времени, но хорошего настроения от неё хватает надолго.)

Задание 6. Вспомните и назовите не менее трёх пословиц, прозвучавших сегодня на занятии.

Мишуткина академия

Задание 1. Разгадайте ребусы.

1.

(Линейка.)

2.

(Комод.)

3.

(Пенал.)

Задание 2. Какое из данных слов станет бессмысленным, если его написать с маленькой буквы? Подчеркните правильный ответ.

Вера Надежда Любовь Роман Виктор

Задание 3. Как сказать по-немецки «змея», если этой «змеёй» садоводы поливают грядки? Подчеркните правильный ответ.

Лейка шланг ведро бочка

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».