Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021

Тетрадь 1
Занятие 9. И снова пословицы, пословицы, пословицы...

Цель: познакомить учащихся с новыми для них пословицами; развивать внимание, мышление, воображение, речь, память.

Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.

Задание 1. Закончите пословицу.

Мир строит, а война ... (разрушает).

Мало хотеть, надо ... (уметь).

Делу — время, потехе — ... (час).

Мал золотник, да ... (дорог).

«Авось» да «как-нибудь» до добра ... (не доведут).

Тише едешь — дальше ... (будешь).

Не говори «гоп», пока не ... (перепрыгнешь).

Береги платье снову, а честь... (смолоду).

Красна птица опереньем, а человек ... (уменьем).

Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).

Лучше поздно, чем ... (никогда).

Худой мир лучше доброй ... (ссоры).

Семь раз примерь, один раз ... (отрежь).

Долог день до вечера, коли делать ... (нечего).

Готовь сани летом, а телегу ... (зимой).

Задание 2. Соедините линией начало и конец пословицы. Объясните их смысл.

Ответ. Лучше быть в деревне первым, чем в городе последним. За большим погонишься — малое потеряешь. Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. Кто веселится весной, тот плачет зимой. Были бы пчёлы, а мёд будет.

Задание 3. Послушайте истории, придуманные вашими ровесниками, и из трёх предложенных пословиц выберите одну, выражающую основную мысль текста.

История 1. «Часы»

Один мой знакомый — Вася — взялся перевести стрелки на больших настенных часах, потому что вся страна переходила с летнего на зимнее время. Но родителям о своей затее ничего не сказал. И вот, стоя на стуле, он стал откручивать болтики, державшие стекло. И вдруг стекло выскользнуло у него из рук, ударило Васю по голове и разбилось. Вася свалился со стула и потерял сознание.

Я как раз в это время шёл к Васе домой. Только очутился у двери, как услышал страшный грохот. Я позвонил в дверь несколько раз, но мне никто не открыл. Стало ясно: что-то случилось. Я кинулся к соседям и от них позвонил спасателям.

Служба спасения выломала замок в двери и пришла на помощь моему незадачливому приятелю.

Когда пришли с работы Васины родители и узнали обо всём, то они, конечно, не стали ругать Васю за разбитое стекло и испорченный замок — он ведь и так пострадал. Но мама всё же сказала: «Пусть это будет тебе уроком»

Пословицы.

Не зная броду, не суйся в воду.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Век живи, век учись.

История 2. «Хвастун»

Однажды дети пошли за грибами в лес. Вова сказал, что он — мастер по сбору грибов и наберёт больше всех.

В лесу было солнечно и тепло. Дети разбрелись в поисках подосиновиков, подберёзовиков и моховиков. Вова же в гордом одиночестве удалился в самую глубь леса. Он думал, что там будет много грибов. Но ему не повезло — там он почти ничего не нашёл.

Когда дети вышли из леса, то оказалось, что у всех полные корзинки, а у Вовы лишь на дне лежало несколько грибочков. Мальчику стало стыдно за своё хвастовство. А дети ему сказали: «...». Вот так-то!

Пословицы.

Правда глаза колет.

Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.

Всякое дело мастера боится.

История 3. «Тошка и Шарик»

Привет! Меня зовут Пушистик. Я расскажу вам такую историю. Однажды мои друзья собаки Тошка и Шарик остались во дворе одни. Хозяин ушёл и приказал им стеречь дом. Но Шарик и Тошка заигрались и забыли про то, что им хозяин наказывал. Незаметно в дом пробрался вор. Хозяин пришёл, а дом ограблен. Тошке и Шарику здорово досталось! И поделом: ... .

Пословицы.

Делу время, потехе час.

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Новая метла по-новому метёт.

Задание 4. Разгадайте зашифрованную в криптограмме пословицу. Объясните её смысл.

Криптограмма.

Ключевые слова.

— ... по чести. (Честь.)

— маленький водоём, образующийся после дождя. (Лужа.)

— «Катится, катится голубой...». (Вагон.)

— дерево, которое очень любят пчёлы. (Липа.)

Ответ. Учись вежливости у невоспитанного. (Не бери пример с невоспитанного, учись как не надо поступать.)

Задание 5. Среди пословиц на одну тему найдите лишнюю. Отметьте её.

1. Пчела мала, а и та работает.

2. От скуки дело бери в руки.

3. И Москва не вдруг строилась.

4. Собирай по ягодке — наберешь кузовок.

5. Утопающий хватается за соломинку.

Ответ. Утопающий хватается за соломинку.

Пора отдохнуть. Занимательный привал!

Раскрасьте узор.

Отгадайте загадки и расскажите о предмете-отгадке всё, что вы о нём знаете.

Из края города в другой

Ходит домик под дугой.

    (Трамвай.)

Совсем не нужен ей водитель.

Ключом её вы заводите —

Колёсики начнут крутиться.

Поставьте — и она помчится.

     (Заводная машина.)

С огнём бороться мы должны —

Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы?

    (Пожарники.)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

   (Зима.)

Примерные ответы. 1. Это трамвай. Он является транспортом. Работает на электричестве. Он перевозит пассажиров. Трамваем управляет водитель. 2. Это заводная машина. Она относится к игрушкам. Обычно с ней играют мальчики. 3. Это пожарники. Есть такая профессия, она очень опасная. Пожарники ездят на красных пожарных машинах. Они тушат пожар, выносят людей из огня. У них есть специальный защитный костюм. 4. Это время года. Оно приходит после осени. Зимой идёт снег, стоят морозы, реки покрыты льдом. Можно кататься на лыжах, коньках, санках, играть в снежки. Зимой бывают новогодние утренники, на которые приходят Дед Мороз и Снегурочка.

Возвращаемся к пословицам.

Задание 6. Соедините линиями пословицы с их значениями.

Ответ. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. (Сделать хорошо два дела одновременно не удастся.) Утопающий и за соломинку хватается. (Ища выход из сложной ситуации, человек пробует различные варианты, даже самые безнадёжные.) На словах и так и сяк, а на деле никак. (Некоторые люди очень хорошо о каком-либо деле говорят, да при этом ничего не делают.)

Задание 7. Две пословицы «рассыпались». Наведите в них порядок.

Доброе у слово страха глаза и кошке велики приятно

Ответ.

1. Доброе слово и кошке приятно.

2. У страха глаза велики.

Задание 8. Вспомните и назовите не менее трех пословиц, которые прозвучали сегодня на занятии.

Мишуткина академия

Задание 1. Замените в слове всего одну букву, так чтобы получилось новое слово.

Ответ. Папка, осень, кепка.

Задание 2. Узнайте в фантазийном слове части названий предметов одежды, из которых оно составлено. Запишите эти названия.

Куртлащ ... (куртка, плащ).

Майрюки ... (майка, брюки).

Платьрафан ... (платье, сарафан).

Задание 3. Придумайте три предложения так, чтобы каждое слово начиналось на указанные буквы.

Пример.

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».