Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Текст.

Уроки 8 — 14

Ход урока 8

Актуализация темы урока

Учитель: «Подберите слово, которое определит тему нашего сегодняшнего урока. Каким одним словом можно назвать такие произведения речи, как стихотворение, рассказ, записка, письмо, объявление? (Это текст.) Вспомним, что такое текст, какими особенностями он обладает».

Основной этап урока

Определение терминов текст, тема и главная мысль текста уточняется при чтении диалога Самоварова, Ани и Вани (с. 17). Сравнение темы и главной мысли текста при работе с басней Л. Н. Толстого (упр. 24). Выработка универсального учебного действия сравнения при анализе предлагаемых названий к тексту. Работа с орфограммами по заданию учебника.

Определение главной мысли текста (РТ, упр. 25). Составление и запись плана текста. При наличии времени текст может быть пересказан по записанному плану. Дополнительное задание: найти и подчеркнуть главные члены в предложениях двух последних абзацев.

Итог урока

Учитель: «Что такое текст? Чем различаются тема и главная мысль текста?»

Домашнее задание

Написать изложение текста упр. 25 из РТ по составленному на уроке плану.

Ход урока 9

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации по вопросу Совёнка (с. 18). Выслушиваются ответы учащихся с примерами текстов, сходных по тематической направленности, но различающихся главной мыслью. Предполагается самостоятельная работа детей по подбору в качестве примеров известных им литературных произведений, одинаковых по теме, но различных по главной мысли.

Основной этап урока

Сопоставление темы и главной мысли двух текстов упр. 26. Тема обоих текстов — «Осень». Главная мысль первого текста: «Осень — это прекрасное время года»; второго текста: «Осень — это самое неприятное время года». Подобранные детьми заглавия к каждому из текстов должны отражать не тему, а именно главную мысль.

Анализ заглавий текстов в упр. 25 учебника, прогнозирование их предполагаемого содержания: «Какие заглавия просто называют, о чём пойдёт речь в тексте, а какие выражают то самое важное, что хотел сказать автор?» Названия записываются в тетрадь в две группы. Рассказы по предлагаемым заглавиям сначала составляются устно. При этом надо добиться, чтобы обязательно были составлены рассказы и по названиям, отражающим тему, и по названиям, отражающим главную мысль текста. Учитель предлагает в рассказах на одну и ту же тему сопоставить главную мысль этих текстов и объяснить, от чего зависит выбор главной мысли произведения. Затем рассказы записываются.

Дополнительное задание: найти и выписать слова с безударными гласными в корне слова, с парными по звонкости-глухости согласными и подобрать к ним проверочные слова.

Итог урока

Учитель: «Могут ли тексты иметь общую тему, но разную главную мысль? Докажите».

Домашнее задание

РТ, упр. 20.

Ход урока 10

Актуализация темы урока

Актуализация знаний учащихся о трёх типах текстов (повествование, описание, рассуждение). Чтение диалога Ани, Вани и Самоварова (с. 19).

Основной этап урока

Повторение определений трёх основных типов текста. Выслушиваются ответы учащихся, затем определения уточняются при чтении рубрики «Узелки на память» (с. 20).

Сравнение трёх текстов (упр. 27) по теме и типу (первый текст — описание, второй — повествование, третий — рассуждение). Второй из текстов списывается, подчёркиваются главные члены предложения, определяются однородные члены предложения.

Устная работа по определению типа текста (стихотворение А. Фета, упр. 28). Запись стихотворения по памяти с подчёркиванием орфограмм.

Конкурс на лучшего автора проводится по результатам работы в паре. Каждая пара устно составляет три небольших текста разного типа на одну самостоятельно выбранную тему. Тексты заслушиваются, определяются победители.

Итог урока

Учитель: «Какие типы текста мы вспомнили на уроке? С какой целью создаётся текст-описание, текст- повествование, текст-рассуждение?»

Домашнее задание

Составить текст (четыре-пять предложений) по рисунку к упр. 28, определить тип текста.

Ход урока 11

Актуализация темы урока

Вопрос Ани и ответ Самоварова (с. 21) сообщают учащимся сведения о строении текста: вступлении, основной части и заключении.

Основной этап урока

Нахождение основных частей текста и определение их логической последовательности (упр. 30).

Знакомство с понятием план текста при чтении сообщения Самоварова (с. 23). Восстановление порядка следования частей текста по плану (упр. 30).

Закрепление и расширение знаний об основных типах текста по вопросу учителя: «Могут ли в одном тексте быть части, относящиеся к разным типам текста?» Работа с текстом (упр. 29). Устанавливается тип текста — повествование, текст дополняется описанием и записывается.

Восстановление логической последовательности предложений, нахождение частей текста, составление плана текста на материале упр. 23 РТ. На уроке учащиеся вставляют и объясняют пропущенные буквы, устно восстанавливают нужную последовательность предложений, находят в восстановленном тексте вступление, основную часть и заключение, составляют и записывают план текста, устно пересказывают текст по составленному плану.

Итог урока

Учитель: «Из каких частей состоит текст? Что такое план текста? Может ли в одном тексте встретиться и описание, и повествование?»

Домашнее задание

Написать пересказ текста упр. 23 из РТ по составленному на уроке плану. Вариант задания: составить текст о своём любимом животном, чтобы в нём было и описание, и повествование.

Ход урока 12

Актуализация темы урока

Учитель: «Сегодня мы вспомним, из каких основных частей состоит текст, для чего нужен план текста, и напишем изложение по рассказу К. Паустовского «Заяц».

Основной этап урока

Чтение текста К. Паустовского (упр. 31). Работа по заданиям учебника.

Текст может быть пересказан, последняя часть рассказа записана.

Вторым вариантом является написание изложения по тексту.

Итог урока

Учитель: «В какой последовательности должны быть расположены части текста? Для чего нужен план текста?»

Домашнее задание

Выписать из текста упр. 31 пять слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова и три слова с парными по звонкости-глухости согласными в корне слова. Подобрать и записать проверочные слова.

Ход урока 13

Актуализация темы урока

Организация учебного лингвистического эксперимента по заданию Самоварова (с. 25). До чтения текста учащиеся пытаются сами ответить на поставленный профессором вопрос, высказывая предположения, чем могут различаться тексты разной функциональной направленности.

Основной этап урока

Анализ текстов разной стилистической принадлежности (сферы использования): научного и художественного (упр. 32). Второй текст следует записать с комментированием орфограмм.

Уточнение различий между научным и художественным текстом при чтении сообщения Самоварова (с. 26).

Отработка навыка определения стилистической принадлежности текстов на материале упр. 33.

Итог урока

Учитель: «С какой целью создаются научные тексты? А тексты художественные?»

Домашнее задание

РТ, упр. 26.

Ход урока 14

Актуализация темы урока

Учитель: «Сегодня мы потренируемся составлять собственные тексты, которые могут быть использованы или в научной, или в художественной речи. Как вы думаете, эти тексты будут различаться выбором слов?»

Основной этап урока

Повторение различий между научным и художественным текстом по вопросам учителя.

Определение сферы использования слов и словосочетаний (упр. 34), работа в паре. Составление разностилевых текстов по опорным словосочетаниям.

Сравнение текстов, относящихся к речи разных стилей (упр. 35).

Составление собственных определений текстов, относящихся к разным стилям речи. Тема объекта для определения может быть названа учителем («Город, в котором я живу», «Моя любимая река», «Мой любимый школьный предмет» и т. п.) по образцу упр. 35. Учащиеся выбирают тему и составляют (устно) по два текста разного стиля. Затем сочинения детей выслушиваются, одноклассники определяют сферу употребления каждого из прослушанных текстов.

Итог урока

Учитель: «Чем могут различаться тексты? Для чего создаются научные и художественные тексты?»

Домашнее задание

Составить и записать два текста об одном и том же событии таким образом, чтобы один из текстов был научным, а другой — художественным.

Вариант задания: выписать из толкового словаря или из энциклопедии описание какого-либо животного или растения. Составить самостоятельно художественный текст из четырёх-пяти предложений о том же животном или растении.

Подготовиться к контрольной работе по материалам раздела «Проверь себя» на с. 29 — 30 (задания 6 и 7).

Ход урока 15

Актуализация темы урока

Учитель: «Сегодня вы будете выполнять контрольную работу по разделу «Мир общения. Повторяем — узнаём новое». Подумайте, с какой целью проводятся контрольные работы вообще». Заслушиваются ответы учащихся, акцентируется внимание на том, что цель контрольной работы — систематизация и обобщение полученных знаний, определение степени усвоения отдельных тем для того, чтобы ликвидировать в дальнейшем пробелы в знаниях.

Основной этап урока

Проверка домашнего задания. При прослушивании составленных текстов учащиеся определяют их стиль (без термина) и сферу возможного употребления каждого текста. Лучшие рассказы могут войти в книгу-сборник «Наши сочинения».

Проведение контрольной работы

1-й способ. Задания для письменного (или устного, по усмотрению учителя) выполнения записаны на доске учителем.

1. Закончите предложения:

Диалог — это... Беседовать с людьми нужно...

2. Напишите примеры слов речевого этикета.

3. Выполните задание 6 (с. 29).

2-й способ. Работа с текстом задания 7 (с. 30). Задание выполняется сначала коллективно (устно). Текст зачитывается. Определяются тема и главная мысль. Коллективно составляется план текста, учащиеся пересказывают текст по составленному плану, а затем пишут изложение.

Домашнее задание

Выписать из своего письменного пересказа текста слова с безударными гласными в корне слова, проверяемыми

ударением. Подобрать и записать к ним проверочные слова. Найти слово с орфограммой чн.

Ход урока 16

Актуализация темы урока

Учитель: «Сегодня мы будем работать над ошибками, допущенными в контрольной работе».

Основной этап урока

Повторение знаний о составных частях текста, о принадлежности текста к научной или художественной речи. Составить, работая в паре, рассказ на тему «Как бы я хотел провести выходной день» так, чтобы в нём было вступление, основная и заключительная часть. Учитель: «Какой текст у вас получился: научный или художественный? Есть ли в вашем тексте описание, повествование, рассуждение?»

Составленные детьми рассказы заслушиваются и анализируются, лучший рассказ записывается с комментированием орфограмм.

Работа с текстом (текст записан на доске).

У меня дома на стене висит красивая фотография дятла. Вот как она по..вилась.

..днажды зимой мы с р..дителями гуляли по лесу и увидели на с..сне дятла. Он был очень нарядный. Спинка у него чёрная, голо..ка чёрная с красными пятны..ками. На чёрных крыл..ях белые пятны..ки и п...лоски. Я х..тел бросить в дятла сн..жком. Но папа не разрешил пугать птицу и предложил её сфотогр..фировать.

Не надо пугать птиц! Гораздо инт..реснее наблюдать за ними.

Озаглавить текст. Определить его тему и главную мысль, стиль (художественный) и тип (повествование с элементами описания во втором абзаце). Найти вступление, основную и заключительную часть текста. Составить план текста. Устно объяснить орфограммы. При наличии времени списать текст.

Итог урока

Учитель: «Какие правила построения текста мы узнали? Какие орфограммы повторили?»

Домашнее задание

Написать рассказ «Как бы я хотел провести зимние каникулы», использовать текст-повествование и текст-описание.