Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Предложение.

Урок 49

Ход урока

Актуализация темы урока

Работа по вопросам и заданиям учителя: «Назовите, какое сейчас время года. Это слово выражает законченную мысль? Произносим ли мы его с особой интонацией? А как назвать это время года более точно? Выражена ли в этом словосочетании законченная мысль? Есть ли интонация законченности? А что надо использовать, чтобы выразить законченную мысль?»

Основной этап урока

Повторение известных учащимся сведений о предложении по вопросам учителя: «Что такое предложение? Какие типы предложений по цели высказывания вы знаете? А какие типы предложений различают по интонации?»

Повторение можно организовать иначе — как чтение рубрики «Узелки на память» (с. 86): «Какие новые сведения о предложении вы только что узнали?» Новый для детей материал — информация о предложении, которое может состоять из одного слова. Надо подчеркнуть, что такое предложение обязательно создаётся с какой-либо целью, обязательно обладает определённой интонацией. Примеры подобных предложений содержатся в упр. 139 учебника.

Работа с предложениями, разными по цели высказывания и интонации (упр. 140; РТ, упр. 118 и 119).

Выработка умения произносить предложения с верной интонацией и определение роли интонации в предложении: «Если предложение состоит из одних и тех же слов, может ли оно относиться к разным типам по цели высказывания? От чего это будет зависеть? Прочитайте предложение на доске: Вы придёте завтра на урок физкультуры. Произнесите его сначала как повествовательное, затем как вопросительное и потом как побудительное предложение. Какой вывод вы сделаете?»

Развитие логического мышления учащихся при определении границ предложения в тексте (упр. 141).

Сравнение предложений по форме и смыслу (упр. 142). Работа по вопросам учителя: «Что мы знаем о словах в предложении? (Слова в предложении связаны друг с другом.) Как можно определить связь слов? (По вопросам.) А всегда ли вопросы могут помочь?» Анализ некорректно составленных предложений (упр. 142). Надо показать, что в данных предложениях вопросы от слова к слову поставить можно, т. е. формально, по вопросам, слова между собой связаны, но такие предложения лишены смысла, они называют то, чего реально не существует.

Составление предложений из слов (упр. 143; РТ, упр. 120).

Итог урока

Учитель: «Если предложение состоит из одного слова, то чем оно от слова отличается? Какими могут быть предложения по цели высказывания и по интонации? Что нового узнали о предложении на уроке?» (Слова в предложении должны быть связаны и по форме, и по смыслу.)

Домашнее задание

РТ, упр. 117 или составить четыре предложения о любимом занятии, разные по цели высказывания и по интонации.