Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Главные члены предложения.

Уроки 50 — 52

Ход урока 50

Актуализация темы урока

Работа по заданиям учителя: «В слове есть главная часть. Это ... (корень). А в предложении есть главные члены? Как они называются?» Ответы детей уточняются при чтении рубрики «Узелки на память» (с. 88).

Основной этап урока

Определение главных членов в предложениях (упр. 144).

Составление рассыпавшихся предложений из данных слов, определение в них главных членов (РТ, упр. 121).

Формирование представления детей о модели (схеме) предложения (без введения термина), т. е. о том, что разные по словарному составу предложения могут быть построены одинаково: «Чем похожи слова приеду, заходят, уплывёшь? (У них одинаковый состав.) А могут ли предложения, состоящие из разных слов, тоже иметь одинаковый состав? Давайте понаблюдаем». Упр. 146 даёт возможность установить, что два предложения на разные темы построены одинаково, потому что к членам этих предложений можно поставить совершенно одинаковые вопросы. Важно графически чётко сделать запись на доске и в тетрадях: Когда? Кто? Что делал? Где? Рисунки помогают увидеть тематическое различие составленных предложений, а вопросы от слова к слову показывают, что предложения имеют одинаковые модели.

Чтение диалога Самоварова и Вани (с. 89) должно способствовать созданию представления о модели предложения.

От анализа модели (схемы) предложений учащиеся переходят к составлению собственных предложений по данной модели (упр. 147): Зимой Виталик купался в проруби. Вечером Саша катался на катке.

Игра «Найди лишнее». Записать под диктовку учителя две группы предложений. Найти, какое из трёх предложений в каждой группе построено не по той схеме, по какой построены два других:

1) Сестра читала книгу. Мама варила суп. Брат играл с собакой.

2) Мой друг уехал в Саратов. Маленькая девочка играла в куклы. Молодой месяц заглядывал в окно.

Резервное задание. Упр. 145.

Итог урока

Учитель: «Что общего может быть у разных по смыслу предложений?» (Они могут быть построены по одинаковой модели (схеме), т. е. от слова к слову в этих предложениях можно поставить одни и те же вопросы.)

Домашнее задание

РТ, упр. 122 или составить ещё два предложения по схеме к упр. 146.

Ход урока 51

Актуализация темы урока

Работа по вопросам учителя: «Как верно найти главные члены в предложении? Что надо учитывать? По каким признакам надо определять главные члены предложения?» Выслушиваются ответы учащихся. Важно, чтобы учащиеся не только назвали вопросы к подлежащему и сказуемому, но и указали их значение (подлежащее называет действующее лицо или предмет, а сказуемое — действие лица или предмета, названного подлежащим).

Основной этап урока

Нахождение главных членов предложения и установление связи между ними с помощью вопроса (упр. 148). Чтение подсказки Совёнка (с. 90).

Составление устного текста-рассуждения при ответе на вопрос: «Почему не все из предложенных слов могут быть подлежащими?» (упр. 149 и 150).

Отработка умения преобразовывать нераспространённые предложения в распространённые и наоборот (РТ, упр. 124, 125). Обратить внимание, что второстепенные члены предложения позволяют точнее, подробнее выразить мысль.

Игра «Самое длинное предложение». Распространить одно из двух предложений: Белочка прыгала. Самолёт летел.

Устное или письменное (по выбору учителя) редактирование текста: «Ваня решил составить текст, в котором все предложения состоят только из главных членов. Вот что у него получилось (текст записан на доске): Я пошёл. Ребята катались. Звучала музыка. Снег блестел. Я вернулся». Текст редактируется, предложения дополняются второстепенными членами и записываются с комментированием орфограмм.

Итог урока

Учитель: «Какие члены предложения являются главными? Как их найти в предложении? А какую роль выполняют в предложении второстепенные члены?»

Домашнее задание

Составить «самое длинное предложение», записать его и подчеркнуть главные члены.

Ход урока 52

Актуализация темы урока

Учитель: «Любой текст состоит из предложений. Нам нужно научиться находить главные члены в предложениях, взятых из самых разнообразных текстов. Сегодня мы будем писать объявления и находить в предложениях объявления подлежащее и сказуемое. Вы знаете, когда и для чего пишутся объявления? (Выслушиваются ответы учащихся.) Примеры каких объявлений вы можете привести? Где вы их видели? С какой целью они были созданы?»

Основной этап урока

Нахождение главных членов предложения в тексте объявления (РТ, упр. 123). Наблюдение за особенностями жанра объявления на материале упражнения 123 (точно указано, что произошло, приметы собаки, адрес, по которому нужно обратиться).

Устное составление собственного объявления на любую тему.

Закрепление навыка нахождения главных членов предложения в стихотворном тексте (упр. 151). Возможно некоторое изменение задания: «Запишите стихотворные строки по памяти».

Итог урока

Учитель: «Для чего пишутся объявления? Что обязательно должно быть в объявлении? Как найти в предложении главные члены?»

Домашнее задание

Написать объявление на любую тему.