Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Повторение значимых частей слова.

Урок 57

Ход урока

Актуализация темы урока

О необходимости знания состава слова учащиеся читают в сообщении Самоварова (с. 94). Нахождение корня в родственных словах из скороговорки (упр. 158).

Основной этап урока

Активизация знаний учащихся об основных морфемах по вопросу учителя: «Из каких частей состоит слово? Дайте определение корня, приставки, суффикса, окончания, приведите примеры».

Ролевая игра «Я учитель». Учащиеся проверяют правильность ответа Вани (с. 94).

Создание наглядно-образного представления о составе слова с помощью рисунка-схемы (упр. 157). Можно предложить учащимся объяснить, почему именно локомотив (главная часть поезда, без которой движение невозможно) сравнивается с корнем слова. Обратить внимание детей на условные графические обозначения частей слова.

Предварительное знакомство с основой слова при чтении сообщения Самоварова (с. 94, внизу). Обратить внимание учащихся на то, как выделяется основа (надо изменить слово, выделить его окончание, а оставшаяся часть слова и будет являться основой), каким графическим знаком она обозначается.

Разбор по составу слов (РТ, упр. 129). Не забывать выделять нулевое окончание! (Примечание для учителя: в слове цыплёнок корень цыпл- (с возможным чередованием цып-), суффикс -ёнок, нулевое окончание). При разборе слов по составу использовать такой алгоритм: 1) Подобрать однокоренные слова, сравнить их, выделить корень. 2) Найти приставку, если она есть, привести примеры других слов, лучше с другими корнями, с этой же приставкой. 3) Найти суффикс, привести примеры других слов с этим же суффиксом. 4) Попытаться изменить слово (по числам, падежам и т. п.), сравнить формы слова, выделить окончание. Дополнительное задание к упражнению: составить с тремя из приведённых в упражнении слов предложения, записать их, определить тип предложения по цели высказывания и интонации, найти и подчеркнуть главные члены предложения.

Итог урока

Учитель: «Из каких частей состоит слово? Дайте их определение».

Домашнее задание

Составить и записать предложения с оставшимися словами (РТ, упр. 129).