Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Суффикс.

Уроки 66 — 67

Ход урока 66

Актуализация темы урока

Работа по заданиям и вопросам учителя: «Прочитайте выделенные слова из упр. 191. Какая общая часть есть в этих словах? Какой добавочный оттенок значения она

придаёт? Вспомните, как называется эта часть слова, дайте её определение». Ответы учащихся уточняются при чтении рубрики «Узелки на память» (с. 109).

Основной этап урока

Письменное выполнение упр. 191 с уточнением значения суффиксов -еньк-, -к-.

Определение значения суффиксов: уменьшительно-ласкательное (упр. 192), обозначение лица по профессии (упр. 193 и 194). Выполнение упр. 194 предполагает проведение беседы о профессиях и работу с толковым словарём. В упр. 193 надо образовать слова — названия лиц по профессии с помощью суффиксов -тель и -ёр. При этом обязательно нужно обратить внимание детей на рубрику «Из толкового словаря» (с. 100) или, если есть такая возможность, попросить учеников уточнить значения непонятных для них слов по толковому словарю.

Задание по выбору учащихся для работы в паре (РТ, упр. 153).

Нахождение суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением в именах собственных (РТ, упр. 152). Работа с орфограммами.

Итог урока

Учитель: «О какой части речи мы сегодня говорили? Какие дополнительные значения она может придавать словам?»

Домашнее задание

Упр. 195.

Ход урока 67

Актуализация темы урока

Проведение учебного лингвистического эксперимента. Учитель или обращается к записанным на доске словам, или показывает рисунки с изображением предметов: рука, нога, кусок, дом. Учитель: «Что нужно сделать, чтобы те же самые предметы назвать ласково, указать на небольшой размер предметов? указать на большой размер, выразить пренебрежительное отношение? Какая часть слова поможет нам в этом?» Составленные детьми слова надо записать в тетрадь.

Основной этап урока

Работа по вопросам и заданиям учителя: «Мы выяснили, что суффиксы могут помочь автору выразить своё отношение к предмету речи, дать его характеристику.

Давайте понаблюдаем за этим на конкретных примерах (упр. 196 выполняется устно; упр. 199 — по заданиям)». Обратить внимание на рубрику «Из толкового словаря» (с. 111).

Распределение слов на группы в зависимости от значения суффиксов (упр. 198).

Работа с текстом упр. 197. После выполнения заданий учебника учащиеся должны выписать из текста родственные слова: Лужники, луга, луговую (в данном случае допустимо выделить в имени собственном этимологический корень, поскольку мотивацию данного топонима можно считать ещё вполне ощутимой и понятной современному жителю России).

Задание-шутка (РТ, упр. 154). Показать верный состав слов мормышка и кормушка:

Image

Итог урока

Учитель: «Что вы можете рассказать о суффиксе?»

Домашнее задание

РТ, упр. 150, 151.