Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Как образуются слова.

Уроки 70 — 72

Ход урока 70

Актуализация темы урока

Сообщение учителя о способах пополнения языка новыми словами: «Новые слова в русском языке появляются двумя основными путями. Часть новых слов приходит в русский язык из других языков (компьютер, плеер, скейтборд — из английского языка, эскимо, этаж, эскиз — из французского, ролики — из немецкого). Но большая часть слов образуется на основе русского языкового материала, из существующих в языке частей слова. Догадайтесь, как образовались слова перебежать, учитель». Выслушиваются ответы учащихся.

Основной этап урока

Определение морфем, с помощью которых образованы слова (упр. 207, выполняется устно). Дополнительное задание к упражнению — подобрать к каждой группе ещё по одному слову, образованному с помощью той же морфемы.

Наблюдение за образованием новых слов с помощью приставок (упр. 208). Приставки целесообразно записать на доске через запятую. Особое внимание нужно обратить на устаревшую приставку пра-.

Наблюдение за образованием слов с помощью суффиксов (упр. 209). Определение того, какой оттенок значения придают суффиксы данным словам. Нахождение в словах устаревшего суффикса -арь. Слова гвоздарь, псарь, ложкарь стали историзмами, т. е. в современном языке они не употребляются. А в слове рыбарь произошла замена суффикса -арь на -ак. Устаревший характер суффикса -арь дети лучше почувствуют, если попробуют образовать с его помощью новые слова (упр. 210). Работа с рубрикой «Из толкового словаря» (с. 115).

Выполнение упр. 211 по заданиям учебника. Обратить внимание на рубрику «Из толкового словаря» (с. 116).

Игра «Кто больше?». Вспомнить как можно больше названий профессий, образованных с помощью суффиксов -тель, -ист, -ик. Назвать профессию человека, который играет на гитаре, баяне, пианино, трубе, барабане; строит дома, ремонтирует дома, кроет крыши; учит детей, воспитывает детей, работает в библиотеке. B каждом из названных слов надо указать суффикс; суффиксы записываются на доске через запятую.

Тренировка в образовании новых слов с помощью предложенных морфем (РТ, упр. 161).

Итог урока

Учитель: «С помощью каких частей слова могут быть образованы новые слова? Приведите примеры. Могут ли приставки и суффиксы устаревать, исчезать из языка?»

Домашнее задание

РТ, упр. 162.

Ход урока 71

Актуализация темы урока

Работа по заданию учителя: «Догадайтесь, каким способом образованы слова листопад, землетрясение, теплоход. Сколько корней в этих словах? Сегодня мы узнаем ещё об одном способе образования новых слов в русском языке, узнаем, как называют слова с несколькими корнями». Чтение рубрики «Узелки на память» (с. 119).

Основной этап урока

Определение способа образования слов в задании-загадке (упр. 212) проводится устно. При толковании значения сложного слова обязательно надо опираться на слова с теми корнями, которые вошли в его основу. Например, при работе со словом снегопад сначала нужно выделить корни в словах снег, падает, а затем уже в слове снегопад. Важно, чтобы дети не забыли подчеркнуть соединительную гласную.

Образование сложных слов на базе предложенных словосочетаний (упр. 213).

Выполнение упр. 214. Можно или просто выписать сложные слова, или распределить слова на две группы — сложные слова и слова с одним корнем. При этом надо все слова разобрать по составу. Обратите внимание: в слове земляника лучше выделить два суффикса, потому что оно образовано от слова земляная (ягода) и только затем к основе землян- добавлены суффикс -ик и окончание .

Образование слов по предложенным схемам (РТ, упр. 164).

Итог урока

Учитель: «Какие слова называют сложными?»

Домашнее задание

РТ, упр. 163.

Ход урока 72

Актуализация темы урока

Работа по вопросам учителя: «Как вы думаете, важно ли знать, как устроено слово, как оно образовано? (Да, это помогает верно написать слово, лучше понять его значение.) Сегодня мы продолжим тренироваться в разборе слов по составу, в образовании новых слов».

Основной этап урока

Образование гнезда (группы) родственных слов с данными корнями (упр. 215). Учитель может подсказать, что образовать надо однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. п.

Развитие языковой интуиции ребёнка при объяснении значения необычных слов (упр. 216).

Распределение слов по графическим схемам (РТ, упр. 165).

Итог урока

Учитель: «Что вы можете рассказать о том, как в русском языке образуются новые слова?»

Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе по рубрике «Проверь себя» (с. 121).

Ход урока 73

Проведение самостоятельной письменной работы

По заданиям к рубрике «Проверь себя» (с. 121). Все задания выполняются письменно.

Ход урока 74

Работа над ошибками, допущенными в письменной работе, проводится дифференцированно.

Задания для учащихся, выполнивших работу посредственно

1. Разберите слова по составу (на доске и в тетрадях): подземный, пригородный, подплывёт, первоклассница, голубоглазый.

2. Подберите и запишите (на доске и в тетрадях) как можно больше однокоренных слов к словам лететь, рука, город. Выделите корень в каждой группе родственных слов.

3. Распределительный диктант.

Чистота в доме, непроходимая чащоба, очищать одежду, зачастить в гости, большой чистюля, часто слышать, чисто вымыть, переписать начисто, частота посадки, дыхание участилось.

Запишите словосочетания в два столбика: в первый столбик — словосочетания со словами, родственными слову чистый; во второй столбик — словосочетания со словами, родственными слову частый.

4. Объяснительный диктант.

Черна земля, да хлеб родит. Заварил кашу — не жалей масла. Сам себя не хвали, если люди не похвалят. Дорога ложка к обеду. Верная указка — не кулак, а ласка. Поговорка — цветочек, пословица — ягодка. По верхам хватать — свой ум потерять.

Задания для учащихся, успешно справившихся с контрольной работой

Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите слова с пропущенными буквами, запишите рядом проверочные слова, если они есть. Выделенные слова разберите по составу.

Мальчик Ваня совсем не пох..дил на своих одноклас..ников. Он проч..тал много книг, знал много ст..хов, умел играть на скри..ке. Он мог ч..сами с..деть за столом и рисовать. Приятелям часто не нравилось его м..лчание. Они звали юного скр..пача п..играть с ними в мяч, п..бегать по улице. И тогда Ваня снова мог уд..вить всех. Он умел быстрее всех бегать и вес..лее всех см..яться.

Карточка 2. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите слова с пропущенными буквами, запишите рядом проверочные слова, если они есть. Выделенные слова разберите по составу.

Меня перев..ли в другую школу. На уроке чтения я ждал, когда меня выз..вут отв..чать. Учитель п..просил меня пр..- читать расска.. . Я вышел к до..ке с учебником, начал ч..тать и п..чу..ствовал себя уверенно. Я перестал б..яться. Р..бята п..глядывали на меня с уд..влением. Они не ожидали, что новый ученик так х..рошо ч..тает. На перемене одн..классники подошли ко мне и позвали играть вместе с ними.

Домашнее задание

Сделать работу над своими ошибками, допущенными в контрольной работе.