Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Систематизация знаний по разделу Части речи

Уроки 75 — 79

Ход урока 75

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации: определение темы урока на основе анализа слов, записанных на доске: 1) месяц, сосна, озеро; 2) светить, расти, плыть; 3) светлый, зелёный, глубокий. Учитель: «Догадайтесь, на основе чего слова разделены на группы. (Выслушиваются ответы учащихся.) Что такое части речи? Какие части речи вы знаете?»

Основной этап урока

Игра «Кто разделит верно?» (упр. 217). Школьникам нужно распределить слова в пять групп: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и союзы. Общие признаки, на основе которых выделяется каждая часть речи, дети сначала вспоминают самостоятельно, затем уточняют свой ответ при чтении рубрики «Узелки на память» (с. 122).

Выполнение упр. 218. Примеры слов разных частей речи ученики приводят устно.

Создание образного представления о грамматической системе языка (рисунок к упр. 219): в языке всё чётко разложено по полочкам, как в библиографическом шкафу, как в сейфе, где для каждой группы предметов есть своё отделение. Дальнейшая работа с упр. 219: прочитать название каждой части речи и вопросы к ней, указать, что обозначает каждая часть речи, привести свои примеры. Выявление различий между самостоятельными и служебными частями речи по двум признакам:

1) значение (можно ли определить, что обозначает (какое значение имеет) слово как часть речи?);

2) грамматический вопрос (можно ли к слову поставить вопрос?).

Работа по учебнику: чтение сообщения Самоварова на с. 124, выявление различий между самостоятельными и служебными частями речи (возвращение к упр. 1).

Систематизация знаний детей о частях речи осуществляется при выполнении упр. 220. Ученикам предстоит догадаться, какое из однокоренных слов надо вставить на месте пропуска и к какой части речи это слово относится.

Нахождение слов разных частей речи в тексте (упр. 221).

Итог урока

Учитель: «Что такое части речи? По каким признакам мы их выделяем?» Чтение диалога Самоварова, Ани и Вани (с. 125).

Домашнее задание

Упр. 222.

Ход урока 76

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации. Учитель: «Как верно определить, к какой части речи относится слово? Достаточно ли для этого учитывать только значение слова? Если слово бег называет действие, то значит ли, что оно глагол? Если слово доброта называет признак, то значит ли, что оно имя прилагательное?» (Надо учитывать и значение слова, и то, на какой вопрос оно отвечает.) Сделанный вывод уточняется при чтении диалога Ани и Вани (с. 127).

Основной этап урока

Составление предложений по рисунку с использованием опорных слов разных частей речи (РТ, упр. 1).

Исправление ошибок, допущенных при распределении слов по частям речи (РТ, упр. 4).

Составление ответов на вопросы по тексту с указанием в ответе принадлежности слов к частям речи, работа с текстом (упр. 223).

Работа по заданию учителя: «Давайте прочитаем рассказ Людмилы Петрушевской (упр. 224) и подумаем, можно ли определить, к какой части речи относится выдуманное слово, т. е. слово, которого в языке нет». При работе обратить внимание на подсказку Самоварова (с. 127).

После выполнения упр. 9 можно предложить ребятам составить предложение из выдуманных слов и определить, к какой части речи относится каждое из них (если у детей возникнут трудности, учитель может дать им для работы готовое предложение, составленное Л. Щербой: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка).

Резервное задание. РТ, упр. 3.

Итог урока

Учитель: «Как надо определять, к какой части речи относится слово?»

Домашнее задание

РТ, упр. 2.

Ход урока 77

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации. Учитель: «Могут ли слова одинаково произноситься, но относиться к разным частям речи? К какой части речи относится слово покрывало?» Ответы детей выслушиваются, приводятся примеры предложений с именем существительным: У меня есть тёплое покрывало — и с глаголом: Пушистое одеяло землю покрывало. Учащиеся должны прийти к выводу, что при определении части речи обязательно надо ставить вопрос к слову. Учитель: «А важно ли знать части речи? Об этом мы будем говорить сегодня на уроке».

Основной этап урока

Выполнение упр. 5 из РТ с обязательным чтением диалога Ани, Вани и Совёнка.

Проблемный вопрос: «Как вы думаете, зависит ли выбор слов определённой части речи от типа текста? Давайте понаблюдаем». Выполнение упр. 225. Дети приходят к выводу, что в тексте-описании используется больше имён прилагательных, а в тексте-повествовании — глаголов.

Учащиеся сначала сами отвечают на вопрос: «Для чего надо знать части речи?», а затем читают сообщение Самоварова (с. 129).

Составление устных рассказов на одну из предложенных учителем тем: «Какие люди мне нравятся», «Моё любимое занятие», «Моя комната», «Наш класс», «Что я делал (делала) в воскресенье», «Как я провёл (провела) свой день рождения». При заслушивании рассказов дети определяют тип каждого текста (описание или повествование) и устанавливают, слов каких частей речи в нём использовано больше.

Составление рассказа по рисунку и опорным словосочетаниям (упр. 226). Нахождение в рассказе слов самостоятельных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов.

Выполнение самостоятельно тестовых заданий (РТ, упр. 6, 7).

Итог урока

Учитель: «Для чего используются в речи (предложении, тексте) слова разных частей речи? А для чего надо знать части речи?»

Домашнее задание

Подготовиться к проверочной работе по материалам раздела «Проверь себя» (с. 130).

Ход урока 78

Актуализация темы урока

Работа по заданиям учителя: «Сегодня мы проведём самостоятельную работу, чтобы проверить свои знания о частях речи. Работу проверим в конце урока, и вы сами сможете оценить свои успехи и промахи».

Основной этап урока

Самостоятельная письменная работа по заданиям раздела «Проверь себя» (с. 130). Дополнением к работе должно стать упр. 227, которое выполняется учащимися письменно.

Коллективная проверка самостоятельной работы. В ходе проверки учащиеся исправляют свои ошибки и могут выставить себе оценку.

Резервное задание (упр. 228). Надо обратить внимание учащихся, что однородные члены предложения чаще всего выражаются словами одной и той же части речи.

Итог урока

Учитель: «Как вы выполнили самостоятельную работу? Как сами её оценили? Что будете делать для того, чтобы улучшить свои знания по разделу «Части речи«?»

Домашнее задание

Самостоятельно провести работу над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Ход урока 79

Актуализация темы урока

Работа по заданию учителя: «Сегодня мы понаблюдаем за употреблением слов разных частей речи в стихотворных и прозаических произведениях, систематизируем имеющиеся знания о частях речи».

Основной этап урока

Работа со стихотворением Ю. Мориц «Идёт Весна по городу» (упр. 229). Дополнительные задания: 1) Определить, какими частями речи выражены однородные члены предложения. 2) Найти слово с разделительным мягким знаком, пять слов с безударными гласными в корне слова, подобрать проверочные слова.

Работа со стихотворным текстом Ф. Глинки (упр. 230) по заданиям учебника. Работа со средствами создания выразительности стихотворения: объяснить, почему Кремль назван богатырём, что названо словами Иван-звонарь (обратить внимание на рисунок с изображением колокольни Ивана Великого в Московском Кремле). В последнем четверостишии, записанном детьми по памяти, над каждым словом указать часть речи. При наличии времени можно провести беседу о достопримечательностях и исторических памятниках того населённого пункта, где живут учащиеся.

Работа с прозаическим текстом (РТ, упр. 10).

Сравнение слов одной части речи и однокоренных слов при работе в паре (РТ, упр. 9) представляет собой ролевую игру, когда учащиеся выступают в роли учителя и оценивают правильность выполнения задания Аней и Ваней.

Итог урока

Учитель: «Что вы можете рассказать об основных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе?» Работа с таблицей (РТ, упр. 11, устно).

Домашнее задание

РТ, упр. 11 (письменно).