Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Местоимение.

Уроки 110 — 112

Целевые установки уроков

Личностные:

• формировать стремление сделать свою речь точной, правильной и выразительной;

• понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

• соблюдать правила поведения на уроке и в классе;

• развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и взрослыми;

• разрешать проблемные ситуации;

• реально оценивать свои успехи в освоении языка;

• формировать коммуникативные и литературно-творческие способности;

• осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных и социальных проблемах;

• формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

Метапредметные:

• ориентироваться в пространстве учебника с помощью значков навигации;

• понимать цели и задачи учебной деятельности;

• решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций;

• развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (имя существительное — личное местоимение);

• формировать навыки культуры речи при редактировании своих и чужих текстов;

• определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий.

Предметные:

• сравнивать по значению и функции имена существительные и личные местоимения;

• употреблять личные местоимения в речи;

• редактировать тексты, используя личные местоимения, устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.

Ход урока 110

Актуализация темы урока

Вступительная беседа: «Сегодня мы будем говорить о словах ещё одной части речи. Со словами этой части речи вы уже знакомы. Раньше мы называли их «маленькие слова»: он, она, оно, они. На уроке мы узнаем, какие существуют правила употребления слов данной части речи, как она называется». Чтение диалога из упр. 82 и рубрики «Узелки на память» (с. 47). Дети приходят к выводу о том, что всегда должно быть понятно, какое слово заменено местоимением.

Основной этап урока

Выяснение роли местоимения как средства, позволяющего избежать повторов в тексте (упр. 84).

Выбор местоимений в зависимости от рода заменяемого имени существительного (упр. 83).

Устное составление текста-рассуждения «Почему собеседники не поняли друг друга» (упр. 85).

Выяснение этимологии термина «местоимение». Можно предложить учащимся догадаться, почему местоимение так называется, а затем прочитать сообщение Совёнка (с. 48).

Итог урока

Учитель: «Какая часть речи называется местоимением? Какую роль местоимения выполняют в речи?» Сравнение двух ответов — Ани и Вани (РТ, упр. 84). «Как возникло название данной части речи? Как надо употреблять местоимения в речи?» (Чтобы обязательно было понятно, какое из слов заменено местоимением.)

Домашнее задание

РТ, упр. 86.

Ход урока 111

Это важно!

В косвенных падежах после предлогов в начале личных местоимений третьего лица появляется звук [н] и пишется буква н: мимо него, к нему, с ними. Этого не происходит с местоимениями в дательном падеже после предлогов благодаря (ему), согласно (им), вопреки (ей).

Актуализация темы урока

Вступительная беседа: «Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными. Как вы думаете, почему? Сегодня мы выясним, какие лица могут быть обозначены с помощью местоимений. Вы уже знаете, что местоимения заменяют имена существительные. Но имена существительные, как известно, склоняются. Сегодня мы понаблюдаем, склоняются ли местоимения».

Основной этап урока

Чтение и анализ сообщения Самоварова (с. 49). Работа с рисунком-схемой речевого общения. Осмысление значений использования местоимений в речевом общении.

Игра «Найди четвёртое лишнее» (упр. 86) ориентирована на узнавание личных местоимений (устно).

Наблюдение за грамматической связью местоимений с другими словами в предложении (упр. 87). Обратить внимание учеников на то, что местоимение может быть подлежащим в предложении.

Пропедевтические наблюдения за склонением местоимений. Вместе с учителем на доске и в тетрадях дети записывают словосочетания с местоимениями в косвенных падежах: Я взял книгу. Книгу дали (кому?) ... (мне). Книга (у кого?) ... (у меня). Поздоровался (с кем?) ... (со мной). Учитель: «Посмотрите, как изменяются местоимения при склонении. Изменяется не окончание, изменяется всё слово».

Взаимодиктант (РТ, упр. 85) проводится в форме работы в паре и требует повышенного внимания и обязательной проверки в классе. Надо объяснить детям, что в упражнении даны падежные формы местоимений.

Итог урока

Учитель: «Что нового мы узнали сегодня о местоимениях?»

Домашнее задание

Упр. 88.

Ход урока 112

Актуализация темы урока

Работа по вопросам учителя: «Всегда ли мы верно употребляем местоимения в речи? О какой ошибке в использовании местоимений вы уже знаете? (Когда нельзя точно определить, какое имя существительное заменяется местоимением.) Но есть и другие ошибки. О них мы будем говорить сегодня на уроке. А потом понаблюдаем, как хорошо звучит речь, в которой местоимения употреблены верно».

Основной этап урока

Наблюдение за употреблением местоимений в диалоге (РТ, упр. 88). Дети исправляют ошибки в употреблении местоимений, опираясь на свой речевой опыт и языковую интуицию. Если учащиеся не смогут найти ошибки и исправить их, учитель помогает им.

Запись под диктовку местоимений с предлогами: к нему, с ней, около них, с ними, без неё, без них. Обратить внимание на букву н в начале местоимений после предлогов.

Исправление некорректного в речевом отношении текста (РТ, упр. 87). При выполнении упражнения надо обратить внимание учащихся на то, что постоянное повторение местоимения в тексте тоже является ошибкой.

Наблюдение за использованием местоимений в загадках (упр. 90, выполняется устно). Учитель: «Как вы думаете, можно ли было бы использовать в загадках не местоимения, а имена существительные?»

Выполнение упр. 89. Учащиеся должны убедиться, что местоимения, указывающие на говорящего и его собеседника, обычно не заменяют другие имена существительные.

Итог урока

Учитель: «Что мы узнали о местоимении?» (Определение этой части речи, некоторые особенности её употребления, склонения, а также узнали о роли местоимений в предложении.)

Домашнее задание

Списать загадки из упр. 90.