Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Изменение глаголов по временам.

Уроки 116 — 117

Ход урока 116

Это важно!

На вводных уроках по теме «Изменение глаголов по временам» время глагола определяется только на основе вопроса. Роль глагольных суффиксов и окончаний в образовании временных форм глагола не анализируется.

Актуализация темы урока

Проблемный вопрос: «Вы уже знаете, как изменяются имена существительные. (По числам и падежам.) А как могут изменяться глаголы?» Можно сначала выслушать варианты ответов детей. Затем важно организовать работу по учебнику: учащиеся выполняют упр. 105, читают сообщение Самоварова и отвечают на вопросы Совёнка на с. 59.

Основной этап урока

Изменение глаголов по временам с помощью вопросов (РТ, упр. 93). Упражнение выполняется с обязательным устным комментированием.

Учащимся предлагается найти в тексте глаголы и выписать их с указанием вопросов и времени каждого глагола (упр. 106).

После выполнения упражнения проводится наблюдение за особенностями употребления глаголов, стоящих в разных временных формах, составление предложений на заданную тему с глаголами, стоящими в определённой временной форме (упр. 107).

Работа в паре с текстом А. Ишимовой (РТ, упр. 94). Пропущенные буквы вставляются в слова с комментированием (объяснением каждой орфограммы при чтении текста). Письменно с предварительным обсуждением учащиеся отвечают на вопросы к тексту.

Итог урока

Учитель: «Как могут изменяться глаголы? Что мы узнали о временах глагола?»

Домашнее задание

РТ, упр. 95.

Ход урока 117

Актуализация темы урока

Работа по вопросам учителя: «Вспомните, как изменяются глаголы по временам. Какие действия называют глаголы настоящего времени? прошедшего? будущего? Сегодня мы потренируемся в изменении глаголов по временам, посмотрим, какие трудности при этом возникают».

Основной этап урока

Задание повышенной сложности: распределение глаголов по временам, составление с ними предложений (упр. 108) выполняется коллективно, при необходимости — с помощью учителя. Важно, чтобы дети правильно ставили вопросы к глаголам.

Игра «Путешествие на машине времени» (упр. 110, 111). Работу по изменению текстов можно проделать в паре, а затем заслушать полученные варианты. Необходимо обратить внимание на то, что в выделенных окончаниях глаголов легко сделать ошибку в выборе букв безударных гласных звуков. Можно предупредить детей, что правило написания безударных окончаний глаголов они будут учить только в 4 классе.

Трудные случаи постановки ударения в глаголах отрабатываются на материале упр. 109. Чтобы верный вариант ударения лучше запомнился, слова упражнения надо сначала прочитать вслух, затем записать в тетрадях с постановкой ударения, а после этого составить и записать предложения с данными глаголами. В заключение такой работы можно предложить учащимся, не глядя в учебник и в тетрадь, поставить ударение в этих же глаголах, заранее написанных учителем на доске. Время глаголов в данном упражнении определять не следует, поскольку не для всех глагольных форм это можно сделать (не определяется время у глаголов в неопределённой форме, повелительном наклонении).

Итог урока

Учитель: «Как могут изменяться глаголы? Как можно определить время глагола? Когда используются глаголы каждого из времён?»

Домашнее задание

Упр. 112.