Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Неопределённая форма глагола.

Уроки 123 — 125

Ход урока 123

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации: «Всегда ли у глаголов можно определить время, число, род? Попробуйте сделать это, выполнив упр. 131». Чтение сообщения Самоварова (с. 72). «Догадайтесь, почему форма глагола, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?, называется неопределённой». (Нельзя ничего определить — ни время, ни число.)

Основной этап урока

Нахождение начальной формы для каждого из данных глаголов: (РТ, упр. 112) — коллективная работа в классе, (РТ, упр. 113) — работа в паре с последующей проверкой в классе.

Распределение глаголов в неопределённой форме в группы по вопросам что делать? и что сделать?, выделение суффиксов данных глаголов (упр. 132).

Составление видовых пар глаголов (без употребления термина, необходимо найти глаголы, которые называют похожие действия, но отвечают на разные вопросы) (упр. 133). Учащиеся приходят к выводу о том, что глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?, называют законченные действия.

Задание-шутка: «Как должен сказать о себе ученик: Я учил стихотворение или Я выучил стихотворение? Я делал упражнение по русскому языку весь вечер или Я сделал упражнение по русскому языку? Сравните глаголы учил — выучил, делал — сделал. Какие из них называют законченное действие, а какие — незаконченное действие?»

Нахождение глаголов неопределённой формы в пословицах. Работа с содержанием пословиц (упр. 134).

Итог урока

Учитель: «Что мы узнали о глаголах в неопределённой форме? Почему эта форма глагола так называется?»

Домашнее задание

Составить и записать пять предложений с глаголами из упр. 132.

Ход урока 124

Актуализация темы урока

Знакомство с новой орфограммой «Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределённой форме» можно начать с чтения сообщения Самоварова (с. 74) и наблюдения за написанием глаголов из упр. 135. Работа по вопросам учителя: «В конце слов какой части речи после шипящих тоже пишется мягкий знак? В каких случаях?» Обратить внимание учащихся, что мягкий знак после шипящих в глаголах неопределённой формы — это орфограмма.

Основной этап урока

Нахождение глаголов неопределённой формы в тексте и распределение их по вопросам что делать? или что сделать? (упр. 137).

Выполнение упр. 136 с обязательным коллективным комментированием орфограмм. Выработка умения сравнивать языковые единицы по разным признакам и составлять текст-рассуждение, обосновывая свой выбор.

Закрепление умения различать слова разных частей речи с шипящим согласным на конце при работе в паре (РТ, упр. 115).

Закрепление умения различать слова разных частей речи с мягким знаком на конце (упр. 138) (без составления предложений).

Трансформация текста с заменой глаголов (упр. 139). Важно, чтобы дети отметили, что глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?, называют законченные действия.

Итог урока

Учитель: «С какой новой орфограммой мы познакомились на уроке?»

Домашнее задание

Составить и записать четыре предложения со словами из упр. 138.

Ход урока 125

Актуализация темы урока

Учитель: «Сегодня мы повторим то, что узнали о глаголе: вспомним, как изменяются глаголы по временам, как пишется неопределённая форма глаголов».

Основной этап урока

Работа с текстом сказки Н. Сладкова по заданиям упр. 140. Письменные ответы на вопросы. Прогнозирование продолжения сказки. Выписывание из сказки глаголов по указанным группам.

Работа с текстом упр. 114 из РТ может быть или проведена в форме самостоятельной письменной работы, или выполнена с коллективным комментированием орфограмм и выписыванием глаголов.

Систематизация знаний об изменении глаголов по временам при образовании временных форм глагола. Вместе с учащимися учитель составляет таблицу и записывает её на доске.

Неопределённая форма

Что делать?

Что сделать?

Настоящее время

Что делаю?

Прошедшее время

Что делал?

Что сделал?

Будущее время

Что буду делать?

Что сделаю?

Таблица заполняется примерами учащихся.

Итог урока

Учитель: «Расскажите всё, что вы узнали об изменении глаголов по временам. Зависит ли изменение глагола по временам от того, на какой вопрос глагол отвечает в неопределённой форме?»

Домашнее задание

Составить и записать предложения с глаголами знать, помогать, употребив их в трёх разных временах.