Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Изменение по родам глаголов прошедшего времени.

Уроки 129 — 131

Ход урока 129

Актуализация темы урока

Проведение учебного лингвистического эксперимента: «Вы уже знаете, что глаголы могут изменяться по числам. Узнаем, как ещё изменяются глаголы в прошедшем времени. Прочитайте предложения из упр. 149. Сделайте вывод». Выслушиваются ответы учащихся, а затем читается диалог Ани и Самоварова (с. 82) без анализа таблицы. Диалог Ани и Самоварова (с. 105 — 106) помогает объяснить, почему у глагола в прошедшем времени появляются разные окончания.

Основной этап урока

Наблюдение за изменением по родам глаголов в прошедшем времени в единственном числе на основе анализа таблицы на с. 82 учебника. При этом для анализа предлагаются глаголы с ударными окончаниями. Обратить внимание на нулевое окончание у глаголов в мужском роде. Работа по вопросу учителя: «Что поможет нам выбрать верное окончание глагола?» (Окончание глагола совпадает с окончанием вопроса к нему.)

Дописывание окончаний глаголов (РТ, упр. 121). Подчеркнуть зависимость рода глагола от рода существительного.

Определение причины допущенных ошибок (упр. 152) с записью отредактированных предложений.

Работа с именами существительными, при определении рода которых часто допускают ошибки, проводится в форме комментированного письма (упр. 151).

Уточнение знаний, полученных на уроке (РТ, упр. 120).

Работа с текстом басни Л. Толстого по заданиям учебника (упр. 153).

Итог урока

Учитель: «Как изменяются глаголы в прошедшем времени? На какие вопросы отвечают глаголы в мужском роде? женском роде? среднем роде? Какие окончания имеют глаголы в каждом роде?»

Домашнее задание

Упр. 150.

Ход урока 130

Актуализация темы урока

Понять отсутствие значения рода у глаголов прошедшего времени во множественном числе помогает создание проблемной ситуации: «Всегда ли у глаголов в прошедшем времени можно определить род?» Наблюдение за предложениями из упр. 154. Дети пробуют самостоятельно сделать вывод, который затем уточняется при чтении сообщения Самоварова (с. 85).

Основной этап урока

Выбор верного ответа (РТ, упр. 125).

Нахождение глаголов прошедшего времени в тексте (РТ, упр. 124). После коллективного комментирования пропущенных орфограмм надо подчеркнуть в предложениях главные члены, над глаголами-сказуемыми указать род и число. Не забывать, что во множественном числе в прошедшем времени род глагола не определяется.

Работа с текстом Н. Носова (упр. 155). Пропущенные орфограммы комментируются по цепочке во время записи текста. Подчёркиваются главные члены предложения, над глаголами-сказуемыми записываются род (если есть) и число.

Игра «Не ошибись!». Вызываются три ученика. Один записывает глаголы, помогающие рассказать о солнце, другой — глаголы, помогающие рассказать о луне, третий — глаголы, помогающие рассказать о месяце. Учитель называет глаголы в неопределённой форме, каждый из трёх учащихся составляет с ними предложения, ставя глагол в форму прошедшего времени. При этом отчётливо проговаривается родовое окончание каждого глагола.

Игра «Помоги герою сказки» (РТ, упр. 127). Сначала надо вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки, объясняя орфограммы. Затем ответить на вопрос и обязательно объяснить, как именно род глаголов в прошедшем времени помог угадать имя одного из злых волшебников (Рогокоз).

Итог урока

Учитель: «Всегда ли у глаголов прошедшего времени можно определить род?»

Домашнее задание

РТ, упр. 123 и 126.

Ход урока 131

Актуализация темы урока

Учитель: «Мы уже убедились, что сообщить какую-либо информацию, построить предложение без глаголов сложно. Сегодня мы понаблюдаем за ролью глаголов в текстах, систематизируем полученные знания о глаголах».

Основной этап урока

Составление и запись рассыпавшихся предложений о динозаврах, составление текста из этих предложений (упр. 156).

Работа с текстом сказки В. Бианки по заданиям учебника (упр. 157). Обратить внимание на языковые средства, используемые при сравнении: союзы как, точно, будто.

Игра «Самое длинное предложение» (РТ, упр. 128). Работая в паре, дети записывают свой вариант распространённого предложения, затем варианты заслушиваются и определяются победители.

Итог урока

Учитель: «Расскажите всё, что вы узнали об изменении глаголов». (Глаголы изменяются по временам, числам, родам.)

Домашнее задание

Составить и записать нераспространённое предложение. Распространить его и записать. Подчеркнуть главные члены обоих предложений.