Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Разбор глагола как части речи.

Уроки 135 — 136

Ход урока 135

Актуализация темы урока

Вступительная беседа: «Вы уже умеете разбирать имя существительное как часть речи. Для глагола тоже существует свой порядок разбора. Чтобы научиться разбирать глагол как часть речи, надо вспомнить всё, что мы уже узнали о глаголах». Систематизация знаний детей о глаголе по плану, предложенному Самоваровым (с. 92). Беседа проводится устно.

Основной этап урока

Знакомство с алгоритмом устного разбора глагола происходит при чтении образца разбора слова этой части речи, который сделала Аня (с. 92). Как образец письменного разбора глагола анализируется запись, сделанная Ваней (с. 92). Поясняются принятые при разборе сокращения.

Разбор глаголов из скороговорок (упр. 167). Первый глагол разбирается устно, на доске делается запись этого разбора. Остальные глаголы дети разбирают, работая в паре.

Исправление ошибок, допущенных при разборе глагола как части речи (упр. 168). Допущенные ошибки: идёт — у глагола в настоящем времени род не определяют; рубили — глагол в прошедшем, а не в настоящем времени; испечёшь — глагол в единственном, а не во множественном числе.

Работа с текстом (РТ, упр. 131). Упражнение может быть выполнено самостоятельно или в паре.

Итог урока

Учитель: «Как разобрать глагол как часть речи?»

Домашнее задание

РТ, упр. 132.

Ход урока 136

Актуализация темы урока

Учитель: «Сегодня мы повторим всё, что знаем о глаголе, на основе работы с текстами».

Основной этап урока

Работа с текстом по заданиям учебника к упр. 169.

Работа с двумя текстами на одну тему (упр. 171). Учащиеся должны определить стиль каждого из текстов (первый относится к художественной речи, второй — к научной). Разбираются имена существительные и глаголы по заданиям к упражнению. Дополнительное задание: списать первый или второй текст, подчеркнуть известные орфограммы.

Повторение изученных орфограмм на основе упр. 170.

Итог урока

Учитель: «Важную ли роль играет глагол в нашей речи? В какой последовательности надо разбирать глагол как часть речи?»

Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе по вопросам и заданиям из рубрики «Проверь себя» (с. 96).

Ход урока 137

Актуализация темы урока

Вступительная беседа: «Сегодня мы напишем контрольную работу, для того чтобы систематизировать знания о времени, числе и роде глагола; проверить свои умения делать разбор глагола как части речи; закрепить орфографические навыки и в конечном итоге проверить уровень усвоения знаний по теме «Глагол», а при необходимости скорректировать имеющиеся знания».

Основной этап урока

Работа по заданиям и вопросам из раздела «Проверь себя» (с. 96) может быть проведена по-разному.

1-й способ. В форме письменной контрольной работы (допустимо использование сокращений).

2-й способ. В устной форме с проведением диктанта с грамматическим заданием: определить и указать время глаголов в тексте, два глагола выписать и сделать их полный разбор.

Текст диктанта.

Шарик за окном

Саша приехал в гости к бабушке и заболел. Бабушка велела ему лечь в постель. Ребят к Саше бабушка не пускала. Она хотела сама развеселить внука, стала печь пироги, рассказывать ему интересные истории. Но Саша скучал и смотрел в окно. Вдруг за окном появился шарик. Саша понял, что друзья помнят о нём.

Итог урока

Учитель: «Как вы считаете, какую оценку вы заслужили за свою контрольную работу?»

Домашнее задание

Ещё раз просмотреть задания на с. 96, подготовиться к работе над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Ход урока 138

Актуализация темы урока

Вступительная беседа учителя: «Вам известна пословица Человек учится на своих ошибках. Именно этим мы сегодня и займёмся: будем работать над ошибками, допущенными в контрольной работе, чтобы в дальнейшем подобных ошибок не допускать».

Основной этап урока

Работа над ошибками ведётся в двух направлениях: во-первых, коллективно с большей частью учащихся, допустивших ошибки; во-вторых, индивидуально (по карточкам) с учащимися, выполнившими задания контрольной работы без ошибок.

1-е направление. Коллективная работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

1. Определение времени глагола: записать на доске и в тетрадях данные предложения, найти глаголы, определить их время.

Чёрная корова повалит, белая — поднимет. (День и ночь.)

Рассыпались самоцветы по голубому бархату. Кто их рассыпал, тот и собирает. (Звёзды.)

Через дорожку два братца живут, а друг друга не видят. (Глаза.)

2. Определение числа глаголов: поставить глаголы в единственное число и записать словосочетания .

Мы говорим — я говорю, мы хотим — я хочу, мы скачем — я ..., мы пишем — я ..., мы придём — я ..., мы замолчим — я ... .

3. Определение рода глагола в прошедшем времени: определить род каждого данного имени существительного, подобрать к нему глагол в прошедшем времени, дописать предложения, определить число и, где возможно, род каждого глагола.

Корабль ... . Чайка ... . Солнце ... . Ребята ... .

4. Распределительный диктант.

Лещ, испечь, ночь, дочь, лечь, течь, стеречь, нож, рожь, помощь, плащ, товарищ, помочь, беречь.

Записать данные слова в два столбика: в один глаголы в неопределённой форме, в другой — имена существительные.

5. Задание: ответить на вопросы отрицательно, ответы записать.

Ты любишь получать двойки? ...

Ты разговариваешь на уроке? ...

Вы дразните собак? ...

Малыши должны ломать игрушки? ...

6. Задание: прочитать данные предложения, объяснить орфограммы в словах, выписать глаголы, разобрать каждый из них как часть речи (задание выполняется с комментированием).

Повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит. (Ф. Тютчев.) Молодые листочки зазеленели на деревьях.

2-е направление. Карточки с индивидуальным заданием.

Спишите текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните глаголы, определите и укажите их время. Выделенные глаголы выпишите и разберите каждый из них как часть речи.

Карточка 1

С..годня утром я (не)пошёл в школу. У меня заб..лело горло. Снач..ла я очень обрадовался. Целый день буду читать кни..ки, посм..трю телевизор! А (за)окном слышались г..лоса

р..бят. Они играли в мяч.., см..ялись. Мне стало очень грус..но. Только наш к..тёнок (Б, б)арсик пож..лел меня, лёг рядышком и замурлыкал. Я решил, что буду береч.. зд..ровье, чтобы никогда больше (не)заболеть.

Карточка 2

(На)землю опустилась ноч.. . Вет..р затих. (На)небе по..вились звёзды. Вор..бьи и синич..ки уже (не)прыгали (по)веткам и (не)щеб..тали. Даже наш пёс (М, м)ухтар зале.. в свою конуру, чтобы леч.. спать. Только иногда ноч..ную тиш.. нарушал громкий плач.. какой-то лесной птицы.