Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 8 класс» М. М. Разумовской, П. А. Леканта - М. М. Разумовская 2015

Тесты по анализу текста

Обведите кружком номер правильного ответа.

Текст № 1

(1) Выйдя из парка бродячая труппа спустилась крутой, сыпучей тропинкой к морю. (2) Здесь горы отступив немного назад дали место неширокой плоской полосе покрытой ровными, обточенными прибоем камнями. (3) Недалеко от берега кувыркались в воде дельфины показывая из неё на мгновение свои жирные, круглые спины. (4) Вдали на горизонте неподвижно стояли розовеющие на солнце паруса рыбачьих лодок.

(По А. Куприну)

1. Укажите ошибку в характеристике текста.

а) стиль речи: художественный

б) тип речи: соединение повествования с описанием

в) способ связи 2, 3, 4-го предложений: последовательный

г) средства связи: наречия места, сочетание слов со значением места

Ответ: в

2. Сколько в тексте деепричастных оборотов?

а) два

б) три

в) четыре

г) пять

Ответ: б

3. В каких предложениях используется причастный оборот?

а) в 1-м и 2-м

б) во 2-м и 3-м

в) во 2-м и 4-м

г) в 1-м и 3-м

Ответ: в

4. Скольких запятых недостаёт в тексте?

а) двух

б) трёх

в) четырёх

г) пяти

Ответ: г

5. Какие разряды наречий встречаются в тексте?

а) места и времени

б) образа действия и времени

в) образа действия и места

г) места, степени и образа действия

Ответ: г

Текст № 2

(1) Между каменной стеной и растущими вдоль неё кипарисами была узкая тёмная лазейка. (2) Не раздумывая подчиняясь одному чувству страха Сергей юркнул в неё и побежал вдоль стены. (3) Острые иглы кипарисов густо и едко пахнувшие смолой хлестали его по лицу. (4) Он спотыкался о корни, падал разбивая себе в кровь руки, но тотчас же вставал и опять бежал вперёд согнувшись почти вдвое не слыша своего крика.

(А. Куприн)

1. Укажите ошибку в характеристике текста.

а) задача речи: изобразить, нарисовать словами картину

б) стиль речи: художественный

в) тип речи: описание

г) средства связи предложений: местоимения, лексический повтор

Ответ: в

2. Сколько запятых пропущено в предложениях текста?

а) четыре

б) шесть

в) семь

г) пять

Ответ: в

3. Сколько деепричастных оборотов имеется в тексте?

а) четыре

б) пять

в) три

г) шесть

Ответ: б

4. Какие разряды наречий встречаются в тексте?

а) образа действия

б) меры и степени

в) времени, места

г) все четыре указанных разряда

Ответ: г

5. В каких предложениях текста используется причастный оборот?

а) в 1-м и 4-м

б) в 1-м и 2-м

в) в 1-м и 3-м

г) в 3-м и 4-м

д) во 2-м и 3-м

е) во 2-м и 4-м

Ответ: в

Текст № 3

(1) Верх стены был утыкан вмазанными в извёстку бутылочными осколками, но Сергей не задумался над этим. (2) Мигом схватив поперёк туловища Арто он поставил его передними лапами на стену. (3) Умный пёс мгновенно понял его. (4) Он быстро вскарабкался на стену и замахав хвостом победно залаял. (5) За ним очутился на стене и Сергей, как раз в то время, когда из расступившихся ветвей кипарисов выглянула фигура сторожа.

(А. Куприн)

1. Укажите ошибку в характеристике текста.

а) стиль речи: художественный

б) тип речи: описание

в) задача речи: изобразить, нарисовать словом картину

г) средства связи предложений: местоимение, контекстный синоним, лексический повтор

Ответ: б

2. Сколько в тексте деепричастных оборотов?

а) четыре

б) три

в) два

г) один

Ответ: в

3. В каких предложениях есть причастный оборот?

а) в 1-м и 2-м

б) в 1-м и 3-м

в) во 2-м и 4-м

г) в 1-м и 5-м

Ответ: г

4. Какие разряды наречий встречаются в тексте?

а) места

б) времени

в) образа действия

г) меры и степени

Ответ: в

5. Сколько запятых пропущено в тексте?

а) четыре

б) три

в) две

г) одна

Ответ: б

Текст № 4

(1) Наконец Сергей выбился из сил. (2) Он сел под дерево, прижался к стволу изнемогшим от усталости телом и зажмурил глаза. (3) Арто тихо повизгивал уткнув морду в колени мальчика. (4) Сергей бессознательно поднял глаза кверху и вдруг, охваченный невероятной радостью вскочил: он увидел, что стена напротив была очень низкая.

(По А. Куприну)

1. Укажите ошибку в характеристике текста.

а) стиль речи: художественный

б) тип речи: описание

в) способ связи предложений: параллельный

г) средства связи: местоимение, лексический повтор, контекстный синоним

Ответ: б

2. Сколько в тексте деепричастных оборотов?

а) четыре

б) три

в) два

г) один

Ответ: г

3. В каких предложениях используется причастный оборот?

а) во 2-м и 4-м

б) в 3-м и 4-м

в) в 3-м и 5-м

г) во 2-м и 3-м

Ответ: а

4. Какие разряды наречий встречаются в тексте?

а) времени и образа действия

б) места и времени

в) времени, места, образа действия

г) времени, места, образа действия, степени

Ответ: г

5. Сколько запятых пропущено в тексте?

а) четыре

б) три

в) две

г) одна

Ответ: в

Текст № 5

(1) Сергей мчался, как птица, часто ударяя о землю ногами, которые внезапно сделались крепкими, точно две стальные пружины. (2) Рядом с ним скакал заливаясь радостным лаем Арто. (3) Сзади тяжело грохотал по песку дворник яростно рычавший какие-то ругательства.

(А. Куприн)

1. Укажите ошибку в характеристике текста.

а) стиль речи: разговорный

б) тип речи: описание (действия)

в) средства связи: местоимение, наречия места

г) задача речи: изобразить, нарисовать словом картину бега

Ответ: а

2. Сколько деепричастных оборотов в тексте?

а) один

б) два

в) три

г) нет

Ответ: б

3. В каких предложениях используется причастный оборот?

а) в 1-м и 3-м

б) в 1-м

в) во 2-м и 3-м

г) в 3-м

Ответ: г

4. Какие разряды наречий встречаются в тексте?

а) образа действия

б) меры и степени

в) места

г) образа действия, места

Ответ: г

5. Сколько запятых пропущено в тексте?

а) одна

б) две

в) три

г) нет пропущенных знаков

Ответ: в

Текст № 6

(1) В то лето я жил в маленьком северном городе. (2) Город стоял на берегу реки. (3) По реке плыли теплоходы, белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными чёрной смолой бортами. (4) У берега стояла пристань пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью и воблой. (5) На пристани этой редко кто сходил, разве только пригородные колхозники в базарный день да унылые командировочные в серых плащах приезжавшие из области на лесозавод.

(Ю. Казаков)

1. Определите стиль речи.

а) художественный

б) разговорный

в) научный

г) публицистический

Ответ: а

2. Назовите тип речи.

а) описание

б) повествование

в) рассуждение

г) сочетание описания с рассуждением

Ответ: г

3. Какие средства использованы для связи предложений?

а) лексический повтор

б) местоимение

в) синонимы

г) слова со значением «целое и его части»

Ответ: а

4. Установите способ связи 1, 2, 3-го предложений.

а) 1-е и 2-е — последовательный, 2-е и 3-е — параллельный

б) 1-е и 2-е — параллельный, 2-е и 3-е — последовательный

в) 1-е и 2-е — последовательный, 2-е и 3-е — последовательный

г) 1-е и 2-е — параллельный, 2-е и 3-е — параллельный

Ответ: в

5. Какая из характеристик художественного стиля неверна?

а) сфера применения — язык художественной литературы

б) функция — информация

в) ведущие стилевые черты — образность, конкретность, эмоциональность

г) форма — письменная

Ответ: б

6. Укажите предложения с пунктуационной ошибкой.

а) 3-е

б) 4-е, 5-е

в) 4-е, 3-е

г) 5-е

Ответ: б

7. В каких предложениях используется причастный оборот?

а) в 1-м и 3-м

б) в 3-м и 4-м

в) во 2-м и 5-м

г) в 3, 4 и 5-м

Ответ: г

Текст № 7

(1) Чтобы сохранить цветы купленные за неделю до праздника стебли цветов подрезают наискось острой бритвой и ставят цветы в воду комнатной температуры. (2) Через два-три часа заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника. (3) На третий день проверяют букет, снова подрезают стебли на 1 — 2 см, часа два держат цветы в воде и опять кладут в холодильник.

1. Определите стиль речи.

а) разговорный

б) научный

в) деловой

г) публицистический

Ответ: в

2. Назовите тип речи.

а) описание

б) повествование

в) рассуждение

г) сочетание повествования с описанием

Ответ: б

3. Какие средства использованы для связи предложений?

а) только лексический повтор

б) только контекстный синоним

в) только единство видовременных форм глагола

г) синоним, единство видовременных форм глагола, лексический повтор одновременно

Ответ: г

4. Установите способ связи предложений.

а) только последовательный

б) только параллельный

в) 1-е и 2-е — последовательный, 2-е и 3-е — параллельный

г) 1-е и 2-е — параллельный, 2-е и 3-е — последовательный

Ответ: а

5. Какая из характеристик официально-делового стиля неверна?

а) сфера применения — делопроизводство, область правовых отношений

б) основная функция — сообщение, инструкция

в) ведущие стилевые черты — точность, не допускающая инотолкований, стандартизованность речи

г) форма использования языка — устная

Ответ: г

6. Укажите предложения с пунктуационной ошибкой.

а) 1-е

б) 2-е

в) 2-е, 3-е

г) 3-е

Ответ: а

7. В каких предложениях используется причастный оборот?

а) в 1-м и 3-м

б) в 1-м

в) во 2-м и 3-м

г) во 2-м

Ответ: б

Текст № 8

(1) Наконец около полуночи усталый хозяин прекратил танцы, приказал давать ужин, а сам отправился спать. (2) Отсутствие Кирила Петровича придало обществу более свободы и живости. (3) Кавалеры осмелились занять место подле дам. (4) Девицы смеялись и перешёптывались со своими соседями, дамы громко разговаривали через стол. (5) Мужчины пили, спорили, хохотали. (6) Словом ужин был чрезвычайно весел и оставил о себе много приятных воспоминаний.

(А. Пушкин)

1. Расчлените текст на абзацы. Начало абзаца обозначьте цифрой предложения.

а) 2

б) 2, 5

в) 3

г) 6

Ответ: а

2. Назовите тип речи.

а) повествование

б) описание

в) рассуждение

г) повествование и описание

Ответ: г

3. В каком случае средство связи предложений определено неверно?

а) 1-е и 2-е — контекстный синоним

б) 1-е и 2-е — местоимение

в) 3, 4, 5-е — единство видовременных форм глагола

г) 3, 4, 5-е — имена существительные одной тематической группы

Ответ: в

4. Установите способ связи предложений.

а) 1-е и 2-е — последовательный, 3, 4, 5-е — последовательный

б) 1-е и 2-е — последовательный, 3, 4, 5-е — параллельный

в) 1-е и 2-е — параллельный, 3, 4, 5-е — последовательный

г) 1-е и 2-е — параллельный, 3, 4, 5-е — параллельный

Ответ: б

5. Какая из характеристик художественного стиля неверна?

а) сфера применения — искусство, словесное творчество

б) функция — эстетическое воздействие

в) ведущая стилевая черта — информативность

г) форма использования языка — письменная

Ответ: в

6. Укажите предложения с пунктуационной ошибкой.

а) 1-е

б) 2-е, 4-е

в) 1-е, 4-е

г) 6-е

Ответ: г

7. Укажите предложения с вводным словом.

а) 1-е

б) 1-е и 6-е

в) 2-е и 1-е

г) 6-е

Ответ: г

Текст № 9

(1) У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. (2) Стерегли её два пастуха. (3) Один, старик лет восьмидесяти, лежал на животе у самой дороги, положив локти на пыльные листья подорожников. (4) Другой молодой парень, с густыми чёрными бровями и безусый, лежал на спине, положив руки под голову и глядел вверх на небо.

(А. Чехов)

1. Определите стиль речи.

а) разговорный

б) публицистический

в) деловой

г) художественный

Ответ: г

2. Назовите тип речи.

а) повествование

б) описание

в) рассуждение

г) сочетание повествования с описанием

Ответ: б

3. Установите способ связи предложений в тексте.

а) параллельный

б) последовательный

в) параллельный (1-е и 2-е), последовательный (3-е и 4-е)

г) последовательный (1-е и 2-е), параллельный (3-е и 4-е)

Ответ: г

4. Назовите средства связи предложений текста.

а) местоимения

б) синонимы

в) союзы

г) антонимы

Ответ: а

5. Чем является выделенное словосочетание?

а) подлежащим

б) именным сказуемым

в) обособленным приложением

г) обособленным несогласованным определением

Ответ: в

6. В каких предложениях есть обособленные определения?

а) в 1-м и 4-м

б) в 3-м и 4-м

в) в 1-м и 3-м

г) в 4-м и 2-м

Ответ: а

7. Сколько обособленных обстоятельств в тексте?

а) одно

б) два

в) три

г) четыре

Ответ: б

8. Сколько запятых пропущено в тексте?

а) одна

б) две

в) три

г) нет

Ответ: б

9. Какой частью речи является слово один в 3-м предложении?

а) числительным

б) существительным

в) местоимением

г) прилагательным

Ответ: в

Текст № 10

(1) Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава; надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой берёзы, на обсыпанной золотым цветом лозине загудела пчела. (2) Залились (не)видимые жаворонки над бархатом зелени, заплакали чибисы над налившимися бурою (не)убравшеюся водою низами и болотами и высоко пролетели с весенним гоготанием журавли и гуси. <...> (3) Пришла настоящая весна.

(Л. Толстой)

1. Определите стиль речи.

а) разговорный

б) публицистический

в) художественный

г) научный

Ответ: в

2. Назовите тип речи.

а) повествование

б) описание

в) рассуждение

г) сочетание описания с повествованием

Ответ: б

3. Установите способ связи предложений в тексте.

а) последовательный

б) параллельный

в) параллельный (1-е и 2-е), последовательный (2-е и 3-е)

г) последовательный (1-е и 2-е), параллельный (2-е и 3-е)

Ответ: б

4. Назовите средства связи предложений в тексте.

а) местоимение

б) лексический повтор

в) синонимы

г) единство видовременных форм глагола, словообразовательные повторы

Ответ: г

5. Сколько причастных оборотов в тексте?

а) один

б) два

в) три

г) четыре

Ответ: в

6. Сколько раз встречаются в тексте ряды однородных определений?

а) один

б) два

в) три

г) четыре

Ответ: б

7. Сколько запятых пропущено в тексте?

а) одна

б) две

в) три

г) четыре

Ответ: а

8. Как пишется не с выделенными словами?

а) слитно в обоих случаях

б) раздельно в обоих случаях

в) слитно в первом случае, раздельно — во втором

г) раздельно в первом случае, слитно — во втором

Ответ: а

9. Какое слово соответствует модели:

Image

а) вылезающая

б) невидимая

в) обсыпанная

г) налившимися

Ответ: б