Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Сложноподчинённое предложение
Урок 24. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении

Цели урока: 1) уяснить, что связь придаточного предложения с главным осуществляется с помощью подчинительных союзов (простых и составных) или союзных слов, что подчинительные союзы и союзные слова могут быть омонимами; 2) познакомить учащихся с приёмами различения омонимичных подчинительных союзов и союзных слов, научить определять, каким членом придаточного предложения является союзное слово, правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений, составлять схемы сложноподчинённых предложений с составными союзами.

I. Повторение.

На доске проецируется текст.

Подъехав к господскому дому, он увидел белое платье, мелькавшее между деревьями сада. В это время Антон ударил по лошади и, повинуясь честолюбию, общему и деревенским кучерам, как и извозчикам, пустился во весь дух через мост и мимо села. Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел берёзовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красною кровлею; сердце в нём забилось... Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами.

(A. C. Пушкин)

Задания:

1. Замените, где возможно, деепричастные обороты придаточными предложениями.

2. Установите, какие смысловые и стилистические оттенки передаются при помощи параллельных синтаксических конструкций.

II. Объяснение нового материала.

На доске проецируются предложения.

1) Совсем не верилось, что так недавно в этом лесу росли грибы.

2) Я ещё не устал удивляться вещам, что есть на земле.

3) Каждую ночь мы ночевали на новом месте, потому что проходили за день по двадцать километров.

Учащиеся читают предложения и отвечают на вопросы.

— В каких предложениях для связи придаточного с главным употреблены союзы, а в каких — союзные слова?

— В каких предложениях союз и союзное слово являются омонимами?

— Как отличить союзное слово что от союза что?

Рекомендации учителю: в слабом классе можно предложить учащимся таблицу «Как отличить союз от союзного слова».

Таблица 13

Союз

Союзное слово

1. Не может быть выделен логическим ударением.

2. Можно заменить другим союзом.

3. Иногда союз можно опустить.

4. Не является членом придаточного предложения

1. Произносится с ударением, обычно выделяется и логическим ударением.

2. Можно заменить другим союзным словом или тем словом главной части предложения, к которому относится придаточная часть.

3. Союзное слово нельзя опустить.

4. Является членом придаточного предложения

Девятиклассники делают вывод, что подчинительные союзы не являются членами предложения, их функция — быть средством связи между частями сложноподчинённого предложения. Союзные слова — это самостоятельные части речи (относительные местоимения, наречия).

Союзные слова являются членами придаточного предложения. Союзы и союзные слова могут быть омонимами. В предложении Совсем не верилось, что так недавно в этом лесу росли грибы что — союз. В предложении Я ещё не устал удивляться вещам, что есть на земле что — союзное слово.

Девятиклассники отвечают, что связь между главным и придаточным предложениями осуществляется с помощью простого союза что (1-е предложение) и составного союза потому что (3-е предложение).

Учащиеся читают теоретический материал на с. 62, 64 — 66.

III. Закрепление материала.

1. Из упр. 93 ученики выписывают сложноподчинённые предложения, расставляют знаки препинания, союзные слова подчёркивают как члены предложения, союзы заключают в овал.

Рекомендации учителю: обратите внимание на произношение слов, данных в рамке на с. 62. Учащиеся записывают слова в словарь, составляют словосочетания, предложения.

В слове прообраз графически выделяют части слова.

2. Выборочный диктант по упр. 94.

Учащиеся выписывают сложноподчинённые предложения, союзные слова подчёркивают как члены предложения, союзы заключают в овал.

Рекомендации учителю: обратите внимание на произношение слов этимология, этимологический. Учащиеся записывают слова в словарь, составляют с ними словосочетания, предложения.

3. В упр. 97 учащиеся составляют схемы сложноподчинённых предложений с составными союзами по образцу.

Рекомендации учителю: обратите внимание на произношение слов, данных в рамке на с. 64. Учащиеся записывают слова в словарь, составляют с ними словосочетания, предложения.

Тестовые задания

1. Укажите предложение, в котором придаточное с главным связано союзным словом.

  а) Среди виденного мною прекрасного я не нашёл ничего такого, что было бы хоть сколько-нибудь лучше правды.

  б) Он столько тренировался, что победа его была закономерной.

  в) Пока я была в школе, кошка разбила чашку с молоком и натворила всяких бед.

  г) Никогда я не видел, чтобы артиллерия располагалась так близко от вражеских позиций.

  Ответ: а.

2. Укажите СПП, в котором союз связывает придаточное предложение с главным.

  а) Пустыня покоряется тем, кто не боится её суровых будней.

  б) Там в июле лужица, где в апреле река.

  в) Сестра решила, что поедет в деревню завтра.

  г) Мы увидели новый дом, который недавно сдали в эксплуатацию.

  Ответ: в.

3. Укажите неверное утверждение.

  а) Союзы и союзные слова могут быть омонимами.

  б) Союзы и союзные слова не являются членами предложения.

  в) В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.

  г) Союзные слова, как и любой член предложения, произносятся с ударением.

  Ответ: б.

IV. Домашнее задание: § 20, упр. 95 или упр. 96 (по выбору учащихся).