Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Сложноподчинённое предложение
Урок 26. Изложение по тексту

Цель урока: научить писать изложение с восстановлением порядка частей (раскрыта ли тема и основная мысль, нет ли пропусков мыслей, нет ли фактов, не относящихся к теме).

В начале урока учитель напоминает, как писать изложение, девятиклассники читают памятку «Как совершенствовать написанное» на с. 193.

Работа над содержанием текста.

1. Беседа с учащимися.

— Что вы узнали об иллюстрациях знаменитого русского художника Николая Васильевича Кузьмина?

— Определите стиль и тип текста.

— Какова его основная мысль и как она выражена?

— Восстановите порядок следования выделенных абзацами частей, составьте план текста.

2. Учащиеся по плану готовят устный пересказ текста.

3. Учащиеся пересказывают текст, класс рецензирует ответы.

4. Работа по анализу содержания и языковых особенностей текста.

— Какими словами или словосочетаниями начинается каждая часть?

— Какими лексическими и синтаксическими средствами соединены части текста?

— Каким образом осуществляется переход от одной части текста к другой?

— Как связываются предложения внутри частей?

5. Словарная работа.

Учащиеся записывают слова, данные в рамке на с. 72, объясняют их правописание, определяют лексическое значение, устно составляют с ними словосочетания, предложения.

а) Зарисовки — то же, что рисунки. Зарисовки с натуры.

б) Эскизы — предварительные наброски к картине, рисунку. Выставка эскизов.

в) Наброски — предварительно, бегло, в общих чертах сделанные рисунки, изложения и т. п. Наброски плана.

6. Письменное изложение.