Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Сложноподчинённое предложение
Урок 34. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик записывает на доске сложноподчинённые предложения из упр. 133, указывает средства связи главного предложения с придаточным, определяет главную мысль текста.

Рекомендации учителю: обратите внимание на правописание слов подлинник, репродукция, копия, данных в рамке на с. 91 (упр. 133), запишите в словарь, объясните их лексическое значение.

1. Подлинник. Подлинная вещь, оригинал, не копия.

2. Репродукция — 1. Воспроизведение картин, рисунков путём фотографии, клише. 2. Картина, рисунок, воспроизведённый типографским способом.

3. Копия. Точный список, точное воспроизведение, повторение чего-нибудь.

(Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 1989.)

Второй ученик записывает на доске сложноподчинённые предложения из упр. 135, определяет вид придаточных, составляет схемы первого и четвёртого предложений.

Учащиеся читают сложноподчинённые предложения с придаточным причины, объясняют, как заменили деепричастный оборот таким придаточным.

Класс рецензирует ответы учащихся.

II. Изучение нового материала (продолжение).

1. Учащиеся знакомятся с материалом на с. 93 — 94, отвечают на вопросы:

— В каких предложениях придаточное предложение обозначает реальные условия, т. е. те, которые могут быть осуществлены?

— В каких предложениях придаточное предложение обозначает ирреальные (неосуществлённые) условия?

— С помощью какого союза придаточное предложение присоединено к главному?

Девятиклассники читают теоретические сведения на с. 89.

2. Учащиеся знакомятся с материалом для самостоятельных наблюдений на с. 96, отвечают на вопросы:

— Какие предложения сложноподчинённые с противительными отношениями? Как вы это определили?

— Какие — сложноподчинённые с уступительными отношениями? Приведите аргументы для доказательства своего выбора.

— С помощью каких союзов присоединяются придаточные уступительные к главной части предложения?

— Чем грамматически отличаются предложения, взятые для сравнения?

Девятиклассники читают теоретический материал на с. 96, 98, 99.

III. Закрепление материала.

1. Из упр. 138 ученики выписывают сложноподчинённые предложения с придаточными условными, обводят овалом союзы, связывающие их с главным предложением, указывают, на каком месте по отношению к главному стоит придаточное.

2. Упр. 140, 143 выполняются устно.

3. Выборочный диктант по упр. 141.

Учащиеся выписывают сложноподчинённые предложения с придаточной частью условия, составляют схемы.

Рекомендации учителю: обратите внимание на постановку ударения в словах, данных в рамке на с. 95, следует записать их в словарь, составить с ними словосочетания или предложения.

4. Из упр. 147 учащиеся выписывают сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными, расставляют пропущенные запятые, указывают синтаксические структуры, употреблённые для выражения уступительного значения.

5. Конструирование (упр. 149). Учащиеся составляют из двух простых предложений сложное, выразив в нём уступительные отношения.

6. Графический диктант (упр. 152). Учащиеся составляют схемы сложноподчинённых предложений с придаточными цели.

  ▼ Задание творческого характера (упр. 154). Можно предложить описать поездку, в которую хочется отправиться, т. е. поездку-мечту.

Тестовые задания

1. Укажите сложноподчинённые предложения с придаточным условным.

  а) Ехать по дороге, пересечённой причудливыми сверкающими сугробами, трудно и было бы совсем невозможно, если бы не женщины-крестьянки, быстро орудующие лопатами.

  б) Так что ж, друзья, коль наш черёд, —

    Да будет сталь крепка!

  в) Раз начался морозобой в лесу, это значит уже градусов под сорок.

  г) Надо мечтать как можно больше, как можно сильнее, чтобы будущее обратилось в настоящее.

  Ответ: а, б, в.

2. В каких сложноподчинённых предложениях есть придаточное уступительное?

  а) Если ты умеешь различать голоса птиц, прислушайся как-нибудь к пению скворца.

  б) Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований.

  в) Несмотря на то что путь лежал направо, Хаджи-Мурат повернул в противоположную сторону.

  г) Несмотря на усталость, пассажиры не уходили с верхней палубы.

  Ответ: б, в.

3. В каких сложноподчинённых предложениях есть придаточное цели?

  а) Маленькая, сухонькая старушка, подпираясь клюкою, неспешно вышла на луг, чтобы насладиться утром свежим, пахнущим разнотравьем.

  б) Мы должны добиться того, чтобы лучшие писатели и художники дали нам книги, посвящённые народам мира.

  в) Нужно иметь привычку, любовь к охотничьим скитаниям и лесным ночлегам, чтобы выдержать тяжёлое испытание.

  г) Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни.

  Ответ: а, в.

IV. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) учить теоретический материал (§ 26);

б) упр. 142 (для менее подготовленных учащихся), упр. 145 (для более подготовленных учащихся);

в) упр. 153 (для всех учащихся).