Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Повторение изученного в 5 - 8 классах
Урок 3. Стили речи

Цели урока: 1) повторить и углубить сведения о стилях языка, дать понятие стилистической нормы; 2) закрепить умение делать комплексный анализ текста; 3) совершенствовать умение отбирать содержание высказывания и языковые средства в зависимости от стиля речи.

I. Проверка домашнего задания.

Одна группа учащихся читает сообщения на тему «Сравнительная характеристика устной и письменной речи», другая группа рассказывает об оттенках значения слова письмо в русском, английском и немецком языках, в каком значении употребляется слово письмо и словосочетание письменная речь в русском языке.

II. Вводная беседа о стилях языка.

— По каким вопросам к тексту мы определяем стиль речи? (Где? С кем? Зачем?)

— Какие стили противопоставлены друг другу? (Книжный и разговорный.)

В ходе беседы заполняется схема «Стили литературного языка» (упр. 16 на с. 13). Учащиеся читают и анализируют материал для наблюдений на с. 13, записывают названия известных им стилей, читают теоретический материал на с. 13 — 14.

В слабом классе можно предложить таблицу «Стили литературного языка» (с. 13).

III. Закрепление темы.

1. В упр. 17 учащиеся анализируют отрывок из рассказа А. И. Куприна «Вечерний гость», характеризуют стиль данного фрагмента, в случае затруднения обращаются к таблицам 1, 2, находят слова и предложения, в которых ярко, образно передаются чувства героя.

2. В упр. 18 девятиклассники находят средства художественной речи, которые использует поэт А. Я. Марков в стихотворении.

3. На с. 14 — 15 анализируют материал, сравнивая два высказывания, определяют стили высказываний.

4. В упр. 20 учащиеся указывают синтаксические конструкции, характерные для научного стиля речи.

5. В упр. 24 учащиеся анализируют языковые средства в тексте «Русский язык» из книги Д. С. Лихачёва «Заметки и наблюдения» (1989), определяют стиль каждой части.

Рекомендации учителю: следует обратить внимание на правописание слов совершенный, совершеннейший, тысячелетие, определить лексическое значение слова циническую по толковому словарю в учебнике на с. 205.

Таблица 2

Признаки

Разговорный

Официально деловой

Научный

Публицистический

Художественный

Использование

Обыденная речь

Переписка учреждений с гражданами, друг с другом и др.

Научные труды,

исследовательская работа

Агитационно-массовая работа

Словесно художественное

творчество

Цель

Общение, обмен впечатлениями, мыслями

Информация

Сообщение о научных результатах, их объяснение

Воздействие на слушателей и читателей

Воздействие на слушателей и читателей с помощью созданных образов

Форма реализации стиля

Диалог

Монолог

Монолог

Монолог (устный или письменный)

Драма, поэзия, проза

Таблица 3

Формы речи

Стили языка

Письменная

Устная

Научный

Научный труд, аннотация реферата, сообщение, справочник

Выступление, доклад, сообщение на конференции, на уроке

Публицистический

Передовая статья газеты, очерк, памфлет, фельетон, интервью, репортаж, рецензия, воззвание

Публичное выступление на собрании, по радио, телевидению

Художественный

Поэтическое, прозаическое произведение (роман, рассказ, басня)

Фольклор — сказка, былина

Разговорный

Письмо, записка, дружеское послание

Бытовой диалог

Официально деловой

Нота, постановление, резолюция, обращение, заявление, докладная, протокол, автобиография

Устное изложение документов на собрании, по радио, телевидению

  6. На с. 16 девятиклассники анализируют материал с условным обозначением, находят жаргонизмы, определяют их значения, устно выполняют упр. 25 на с. 17.

IV. Контроль за пониманием темы.

Тестовые задания

1. Укажите стиль по перечисленным ниже особенностям.

  а) публицистический

  б) научный

  в) художественный

  г) официально-деловой

  Наиболее общими особенностями лексики этого стиля являются употребление слов в их прямом значении, отсутствие образных средств, широкое использование абстрактной лексики и терминологии.

  Ответ: а.

2. Определите, какие жанры не относятся к публицистическому стилю.

  а) интервью

  б) устное выступление

  в) юмористический рассказ

  г) репортаж

  д) очерк

  е) повесть

  Ответ: в, е.

3. Определите, в какую группу наряду с официально-деловой лексикой попали слова из других пластов речи.

  а) вышестоящие лица, лесной массив, избрать место жительства, в назидание людям, похлопотать о заложении в опекунский совет

  б) в масштабе района, белый сарафан, с персональным визитом, гуляла вольной птицей, предпринял под предлогом

  в) взят на контроль, окончательное решение, в интересах дела, уполномочен заявить, находиться под следствием

  г) разъяснить суть вопроса, осветить положение дел, указать на недочёты, поощрить, повестка дня

  Ответ: б.

4. Укажите, какие из названных черт публицистического стиля являются лишними.

а) лаконичность изложения при информативной насыщенности

  б) доходчивость изложения

  в) эмоциональность, обобщённость

  г) экспрессивность, отсутствие предварительного обдумывания

  Ответ: г.

  ▼ Задание творческого характера по упр. 22 на с. 15. Учащиеся описывают камень или какой-либо другой предмет, который им нравится. Определяют прежде всего, о каком именно предмете будут писать и в каком стиле.

  V. Итог урока.

  VI. Домашнее задание дифференцированного характера:

  а) первая группа учащихся выполняет упр. 23 на с. 16;

б) вторая группа учащихся приводит один-два примера текстов, подтверждающих мысль В. Г. Костомарова в книге «Языковой вкус эпохи» о «размытости границ» между стилями текста;

в) третья группа учащихся выполняет упр. 27 на с. 18, находя и записывая более употребительные эквиваленты к иноязычным словам саммит, дайджест, сленг, дисплей, рейтинг, шоу, инвестиция.