Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Сложное предложение с различными видами связи
Урок 58. Повторение материала по теме Сложные предложения с различными видами связи

Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал: повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки / непостановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи, обосновать выбор места для знака препинания.

I. Проверка домашнего задания.

1. Публичные выступления учащихся на тему «Взрослые и мы».

2. Класс оценивает выступления, учитель напоминает, что нужно учитывать для умелого публичного выступления. В случае затруднения учащиеся читают требования А. Ф. Кони к публичному выступлению.

II. Повторение материала.

На доску проецируется текст с пропущенными буквами и знаками препинания.

Бывало встан..шь рано утром... Бежишь к реке на ходу быстро раздева..шься и (с)размаху буха..шься в студё(н, нн)ую розовую от з..ри ещё по(д, дд)ёрнутую лёгким паром гладкую как зеркало водя(н, нн)ую поверхность к великому ужасу целого ути(н, нн)ого семейства которое с тр..вожным кряканьем и писком поспешно расплывает(?)ся в разные стороны из пр..брежного трос..ника. Выкупаешься и дро(ж, жж)а от холода с чувством здоровья и свежести во всём теле сп..шишь к чаю накрыт..му в(густо) заросш..м п..лисаднике в тени с..реневых кустов обр..зующих над столом душистую зелёную беседку. На столе вокруг блестящего самовара ра(с, сс)тавле(н, нн)ы молочник с густыми ж..лтыми сливками большой л..моть свежего деревенского хлеба кусок тёплого только что выреза(н, нн)ого сотового мёда на листе лопуха тарелка крупной малины.

(А. И. Куприн)

Задания:

1. Прочитайте текст и озаглавьте его.

2. Назовите основную мысль.

3. Определите тип и стиль.

4. Укажите языковые особенности.

5. Запишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания, обозначьте графически орфограммы.

III. Повторение материала по теме «Сложные предложения с различными видами связи».

1. Фронтальный опрос учащихся по контрольным вопросам и заданиям на с. 158.

2. В упр. 223 ученики анализируют отрывок из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», уточняют микротемы в отрывке, списывают, расставляя пропущенные знаки препинания, объясняют знаки препинания в многочленном сложном предложении.

3. Самостоятельная работа. В упр. 224 девятиклассники определяют тему текста, выписывают сложные предложения с различными видами связи, составляют схемы этих предложений.

4. Развитие речи. Учащиеся записывают ответ на вопрос: «Какие черты личности юного композитора — новатора Сергея Сергеевича Прокофьева, по вашему мнению, отразились в его воспоминаниях?» (упр. 225). В ответе используют сложные предложения с различными видами связи.

5. Диктант «Проверяю себя» с грамматическим заданием.

Тёмный лес

Тёмный лес хорош в яркий солнечный день — тут и прохлада и чудеса световые; райской птицей кажется дрозд или сойка, когда они, пролетая, пересекут солнечный луч; листья простейшей рябины в подлеске вспыхивают зелёным светом, как в сказках Шехерезады.

Чем ниже спускаешься чащей к речке, тем гуще заросли, тем больше прохлада, пока, наконец, в черноте теневой, между завитыми хмелем ольхами, не блеснёт вода бочага и не покажется на берегу его влажный песок. Надо тихо идти: можно увидеть, как горлинка тут пьёт воду. После на песке можно любоваться отпечатками её лапок и рядом — всевозможных лесных жителей: вот и лисица прошла...

(М. М. Пришвин)

Грамматическое задание: сделайте синтаксический разбор многочленного сложного предложения (по выбору учащихся).

6. Схематический диктант.

На доску проецируются многочленные сложные предложения.

1) Как ни гнетёт рука судьбины, как ни томит людей обман, как ни браздят чело морщины и сердце как ни полно ран; каким бы строгим испытаньям вы ни были подчинены, — что устоит перед дыханьем и первой встречею весны! (Ф. И. Тютчев)

2) Мальчик прислушался, и сквозь дальний городской шум ему взаправду показалось, что он слышит, как растёт и чуть шевелится горячая от солнца трава. (В. И. Белов)

3) Два скворца, которые поселились в скворечне, без передышки летали на лужок, и Павлуня никак не мог уследить за ними, потому что на лужок летали и другие скворцы. (В. И. Белов)

4) Прорвался солнечный луч, жёлтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным; шире и печальнее стала туманная осенняя даль. (Л. Н. Андреев)

5) Вокруг переливались от ветра хлеба: поле ржи сквозило тем сизым отливом, который приходит вместе с выходом озими в трубку. (В. И. Белов)

6) Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой. (Л. Н. Андреев)

Задание: начертите схемы многочленных сложных предложений, предложения не записывайте.

IV. Домашнее задание:

а) повторить материал § 37 — 39;

б) выполнить упр. 226;

в) выписать из произведений художественной литературы шесть многочленных сложных предложений, сделать синтаксический разбор одного из них.