Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Урок 64. Синтаксис

Цели урока: 1) повторить определение синтаксиса как раздела науки о языке; обобщить сведения о назначении словосочетаний, предложений и текста; повторить основные признаки текста, строение словосочетаний, виды синтаксической связи в словосочетании, виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные); находить коммуникативные и структурные различия между простым и сложным предложениями; определять типы сложных предложений, виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окрашенности, виды простых предложений по наличию главных членов, по наличию или отсутствию второстепенных членов, группы односоставных предложений, осложнённые предложения; 2) совершенствовать умения находить словосочетания в предложении, определять виды синтаксической связи в словосочетаниях, находить односоставные предложения в тексте, определять их вид, находить в тексте сложные предложения, предложения с союзной и бессоюзной связью, осложнённые однородными членами, предложения с союзной и бессоюзной связью, осложнённые обособленными членами.

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик записывает на доске текст С. Т. Конёнкова (упр. 248), объясняет знаки препинания, подчёркивает наречия как члены предложения, указывает, какие из выделенных букв обозначают мягкие согласные и какие — твёрдые, называет заголовок текста.

Второй ученик выписывает из упр. 250 слова, принадлежность которых к определённой части речи нельзя установить без анализа, делает полный морфологический разбор таких слов.

II. Закрепление и обобщение знаний по теме.

1. Чтение и анализ теоретического материала на с. 176 — 177, § 46.

2. Фронтальная беседа по вопросам и заданиям:

— Дайте определение синтаксиса как раздела науки о языке.

— Что называется словосочетанием?

— Чем отличается словосочетание от слова и предложения?

— Какие виды словосочетаний выделяются по главному слову?

— Назовите виды синтаксической связи в словосочетании.

— Что такое предложение?

— Назовите виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окрашенности.

— Назовите виды простых предложений по наличию главных членов, по наличию или отсутствию второстепенных членов.

— Перечислите группы односоставных предложений.

— Чем может быть осложнена структура простого предложения или части сложного?

— Укажите коммуникативные и структурные различия между простым и сложным предложениями.

— Какие вы знаете типы сложных предложений?

— Что является основным средством связи между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении?

— Чем различаются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения?

— Какие средства связи в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях вам известны?

III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 252 учащиеся доказывают, можно ли высказывание Петра I считать текстом, объясняют знаки препинания, списывают, обозначают графически обособленные определения и те слова, к которым они относятся. Находят в тексте устаревшие слова, заменяют их словами современного русского языка.

2. Самостоятельная работа (упр. 253).

Учащиеся выписывают из текста словосочетания со связью управление, делают синтаксический разбор словосочетания (по выбору учащихся).

Находят в тексте односоставное предложение, делают синтаксический разбор.

Рекомендации учителю: в слабом классе перед выполнением самостоятельной работы следует повторить порядок синтаксического разбора словосочетания, односоставного предложения на с. 201 — 202 учебника.

3. Выборочный диктант (упр. 254).

Учащиеся из текста А. И. Куприна выписывают сначала простые предложения, подчёркивают в них условными обозначениями второстепенные члены, затем сложные, где подчёркивают грамматические основы.

В упр. 256 учащиеся списывают предложения, расставляя знаки препинания, находят в тексте однородные члены, определяют характер их связи между собой, чертят схемы предложений с однородными членами.

Рекомендации учителю: перед выполнением упр. 256 следует провести устный опрос по теме «Однородные члены предложения».

— Какие члены предложения называются однородными?

— Какими способами выражается однородность?

— Какие союзы служат для выражения однородности?

— Какие определения являются однородными, а какие — неоднородными?

— Какие слова называются обобщающими?

— Каковы правила пунктуации при однородных членах?

4. Из упр. 257 учащиеся выписывают предложения с обособленными членами, обозначают их вместе с тем словом, к которому они относятся.

Рекомендации учителю: перед выполнением упр. 257 следует проверить знания учащимися правил пунктуации при обособлении определений, приложений, обстоятельств, повторить условия обособления второстепенных членов предложения.

5. Упр. 258 учащиеся выполняют устно, объясняют знаки препинания в сложных предложениях, называют грамматические основы в бессоюзном, сложносочинённом, сложноподчинённом предложениях, чертят схемы.

6. Диктант «Проверяю себя».

Среди множества существующих в природе диких трав крапиву мы запоминаем на всю жизнь с первого же прикосновения к её листьям, обжигающим кожу.

Мы считаем её сорняком, буйные заросли которого приходится каждый год истреблять. Между тем это растение издавна служило человеку: из её длинных лубяных волокон когда-то вырабатывали бумагу, плели канаты и рыболовные снасти.

Крапива — ценное лекарство. В народной медицине используют изготовленный из неё настой, который улучшает состав крови; отваром из корней полощут рот, чтобы укрепить дёсны, его втирают в голову от выпадения волос.

Собирать крапиву для лечебных целей рекомендуется во время её цветения: в этот период в растении накапливается наибольшее количество биологически активных веществ. Весной, когда запасы витаминов в организме иссякают, полезны салаты из нежных верхушек крапивы. Их предварительно промывают под струёй горячей воды, затем растирают пальцами, чтобы избавиться от жгучих иголок.

(По материалам журнала «Хочу всё знать»)

Тестовые задания

1. Найдите ошибку в определении способа связи.

а) относиться дружески — управление

б) улыбающееся дитя — согласование

в) добежать до речки — управление

г) шуба на меху — примыкание

  Ответ: а.

2. К какому виду односоставных относится предложение Наш поезд задержали на пограничном разъезде?

  а) неопределённо-личное

  б) определённо-личное

  в) безличное

  г) назывное

  Ответ: а.

3. Найдите предложение, в котором однородные члены связаны соединительными союзами.

а) Далеко гулы повторяют и рёв, и треск, и шум, и гром.

  б) Ребёнок был резов, но мил.

  в) То садился он на диван, то подходил к окну.

г) В лиловой мгле покоятся задворки, платформы, брёвна, листья, облака.

  Ответ: а.

4. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).

  а) Ты с басом Мишенька садись против альта.

б) Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь.

  в) Стихнут ветры перестанут бури.

г) Снеговые горы начинали скрываться в лиловом тумане.

  Ответ: а.

5. Какое предложение не содержит вводного слова (знаки препинания не расставлены)?

а) Солнце чувствуется уже садится за вершины далёких строений.

б) По синему небу и обилию света чувствуется приближение весны.

  в) Книга может быть наиболее сложное и великое чудо.

г) Товарищ почему-то не спал и по-видимому разыскивал меня.

  Ответ: б.

6. Укажите предложение с обособленным согласованным определением (знаки препинания не расставлены).

а) Яблоневый сад весь в солнечных пятнах спускался по склону холма.

б) Раздался выстрел разбудивший тишину леса.

в) Птицы ни малейшего внимания не обращали на проплывающую лодку.

г) Витя помоложе брата на два года был с ним одного роста.

Ответ: б.

7. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).

Волнистые облака рассеялись и стало жарко.

а) простое

б) сложносочинённое

в) сложноподчинённое

г) бессоюзное

  Ответ: б.

8. Укажите бессоюзные сложные предложения.

а) Ветер первую зелень качает, прошлогодние мнёт камыши.

б) Мы идём и любуемся рожью, гладим колос любовно рукой.

в) День был серый и спокойный, в свежем воздухе пахло морем.

г) Зарозовели вечера, степные хлынули ветра.

   Ответ: в, г.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: § 46, упр. 255 (устно), 260 (письменно).