Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Урок 66. Орфография. Пунктуация

Цели урока: 1) повторить определения орфографии и пунктуации; уяснить связь между орфографией и фонетикой, морфемикой, морфологией, между пунктуацией и синтаксисом; раскрыть содержание понятия орфограмма; повторить виды орфограмм, условия употребления знаков завершения, разделения, выделения; 2) научить правильно писать слова с изученными орфограммами, определять их вид, правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия выбора постановки знаков препинания.

I. Анализ изложений, работа над ошибками.

II. Закрепление и обобщение материала по теме «Орфография. Пунктуация».

1. Учащиеся читают и анализируют теоретический материал на с. 182 (§ 47).

2. Устный фронтальный опрос (обобщение по теме):

— Что такое орфография?

— Объясните, что такое орфограмма. Какая разница между буквенными и небуквенными орфограммами?

— Каковы опознавательные признаки орфограмм, т. е. при каких условиях возникает проблема выбора в написании буквы, постановке дефиса, смежного или раздельного написания.

— Объясните, в чём связь между орфографией и фонетикой, морфемикой, морфологией.

— Дайте определение пунктуации.

— Какую роль в речи играет пунктуация?

— От какого умения зависит успешность овладения пунктуацией?

— Объясните, в чём связь между пунктуацией и синтаксисом.

— Назовите знаки завершения, разделения, выделения и синтаксические условия употребления знаков препинания.

III. Тренировочные упражнения.

1. Орфографический анализ текста (упр. 261). Учащиеся объясняют орфограммы в корнях, в окончаниях, группируют слова по орфограммам.

2. Пунктуационный анализ текста (упр. 261).

Учащиеся объясняют пропущенные знаки препинания,

указывают синтаксические условия их употребления, списывают текст, расставляя пропущенные знаки препинания.

Рекомендации учителю: во время выполнения орфографических заданий обращайтесь к списку «Виды орфограмм, изученных в 5 — 7 классах» на с. 194 — 198 учебника.

3. В упр. 262 учащиеся объясняют правописание слов с пропуском букв, называют условия выбора орфограмм, рассказывают о написании приставок не- и ни- и частицы не, затем списывают, вставляя буквы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые.

4. Упр. 263 выполняют устно (объясняют, когда пишется -тся и -ться в глаголах, называют другие виды орфограмм и условия их выбора).

5. Самостоятельная работа (упр. 264).

6. Диктант с продолжением (упр. 265).

Продолжите текст, опишите, что вы видите, глядя на облака. Можете процитировать слова известной песенки С. Козлова «Облака, белогривые лошадки» или его же стихотворения: «В синем небе — облака. / На кого они похожи? / На верблюда. / На быка».

Тестовые задания

1. Укажите слова, в которых пишется ь после шипящих.

  а) намаж.. на хлеб

  б) ребёнок пригож..

  в) ударил наотмаш..

  г) купить плюш..

Ответ: a, в.

2. Укажите слова с непроизносимыми согласными в корне.

  а) опас..ный

  б) ровес..ник

  в) трос..ник

  г) окрес..ный

  Ответ: в, г.

3. Укажите слова, в которых пишется буква о после шипящих.

  а) стало свеж..

  б) полезной пищ..й

  в) сгнивший ж..лудь

  г) расписной сундуч..к

  Ответ: а, г.

4. Укажите слова, в которых надо писать букву ъ.

  а) об..единение

  б) п..яница

  в) пред..юбилейный

  г) п..едестал

Ответ: а, в.

5. Укажите слова, в которых надо писать букву и после ц.

  а) пловц..

  б) традиц..я

  в) ц..ган

  г) ц..ферблат

  Ответ: б, г.

6. Укажите знаки выделения.

  а) запятая между однородными членами

  б) запятая в сложносочинённом предложении

  в) запятая в придаточном предложении

  г) запятая при обращении

Ответ: в, г.

7. Укажите назначение знаков препинания в предложении.

  Прошла любовь, явилась муза, и прояснился тёмный ум.

  а) знаки разделения

  б) знаки выделения

в) знаки завершения

Ответ: а.

8. Укажите предложения, в которых запятые употреблены для разделения частей сложного предложения.

а) Пахло разнотравьем, и было душно.

б) Я пошёл, как мне показалось, прямо к морю.

в) И грустно мне, что аистов всё реже встречаю у околиц деревень.

г) Эх, дорога моя фронтовая, далеко ты меня завела.

Ответ: а, в.

9. Укажите, в каком варианте двоеточие употреблено в бессоюзном сложном предложении.

а) Скамейка была очень низкой: ушла в землю, а может быть, земля поднялась.

б) Безмолвие царствовало всюду: в поле, в роще, над рекой.

в) Он почувствовал, что результат получился желаемый: он тронут, и она тронута.

г) Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином.

Ответ: а, в.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: § 47, упр. 266, 267.