Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Авторская программа под ред. Т. А. Ладыженской

1. Программа изучения русского языка в 5 — 9 классах общеобразовательной школы, созданная Т. А. Ладыженской, М. Т. Барановым и Н. М. Шанским, имеет следующую структуру:

  ✓ изучение фонетики, графики, лексики, фразеологии, морфемики, словообразования, морфологии, орфографии (5 — 7классы):

  ✓ систематический курс синтаксиса (8 — 9 классы):

  ✓ введение первоначальных сведений об основных понятиях синтаксиса и пунктуации (5 класс).

2. Особенности авторской программы под ред. Т.А. Ладыженской:

  ✓ расположение материала с учетом возрастных возможностей учащихся;

  ✓ изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа;

  ✓ работа по культуре речи проводится в каждом классе;

  ✓ вводные уроки о русском языке (роль и значение) в каждом классе;

  ✓ повторение осуществляется в начале и в конце года в каждом классе, а также после изучения какой-либо темы;

  ✓ пятая часть учебного времени отводится на развитие связной речи;

  ✓ пропорциональное распределение (между грамматическим материалом) тем по развитию речи;

  ✓ в конце каждой поклассной программы даны основные умения и навыки;

  ✓ указывается учебное время по каждому классу, по темам программы.

3. Основные направления работы по русскому языку в 5 — 9 классах по программе под ред. Т. А. Ладыженской:

  ✓ организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями —

  • особое внимание к теоретическим вопросам, служащим базой для формирования умений и навыков — орфографических, пунктуационных, речевых;

  • усвоение теоретических сведений в практической деятельности — анализ, сопоставление, разбор;

  ✓ формирование навыков грамотного письма —

  • понимание и запоминание правил;

  • применение правил на практике;

  • словесно-лексическая работа;

  • закрепление орфографических и пунктуационных навыков;

  ✓ совершенствование умений и навыков правильного каллиграфического письма —

  • поддержка данных умений и навыков;

  • предъявление необходимых требований к оформлению всех записей;

  ✓ контроль учителя за классными и домашними работами учащихся;

  ✓ тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися;

  ✓ совершенствование всех видов речевой деятельности — говорения, аудирования, чтения, письма;

  ✓ овладение нормами русского литературного языка;

  ✓ обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  ✓ формирование умений, навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;

  ✓ предупреждение и устранение различных языковых ошибок;

  ✓ формирование навыков выразительного чтения;

  ✓ работа над развитием речевого слуха учащихся.

  Использованные источники (см. список литературы): XIV (С. 12-19), I (С. 137-138).