Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Авторская программа под ред. В. В. Бабайцевой

1. Программа изучения русского языка, созданная А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой, Г. К. Лифман-Орловой и др. под ред. В. В. Бабайцевой, реализуется в учебном комплексе:

  ✓ "Русский язык. Теория";

  ✓ "Русский язык. Практика";

  ✓ "Русская речь".

  Часть "Русский язык. Теория":

  ✓ содержит сведения о языке, предназначенные для изучения в 5 — 9 классах;

  ✓ строится на принципе системного изложения теории;

  ✓ выполняет учебную и справочную функцию:

  ✓ способствует формированию у школьников познавательной самостоятельности; умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.

  Часть "Русский язык. Практика" (для каждого класса):

  ✓ обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования полученными знаниями; формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме;

  ✓ предлагает упражнения (репродуктивная деятельность), задачи (активизация познавательной деятельности, развитие мышления, формирование интереса к изучению языка, совершенствование речи).

  Часть"Русская речь" (для каждого класса) представляет систему работы по развитию связной речи учащихся:

  ✓ речеведческие понятия;

  ✓ задания и упражнения (совершенствование устной и письменной речи, повышение речевой культуры школьников).

2. Особенности содержания и структуры авторской программы под ред. В. В. Бабайцевой состоят в следующем.

  Разделы программы имеют две рубрики:

  ✓ теоретические сведения и правила;

  ✓ умения и навыки, которые учащиеся 5 — 9 классов должны приобрести в процессе обучения:

  • навыки анализа (разбора) языкового материала;

  • орфографические умения;

  • пунктуационные;

  • связной речи;

  • овладение нормами литературного языка.

  Выделяются:

  ✓ вводный курс — обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал;

  ✓ основной курс — систематический.

  Программа содержит традиционные для школы разделы и понятия. однако отличается тем, что:

  ✓ имеются некоторые изменения понятийно-терминологической системы, что обусловлено усилением практической направленности обучения;

  ✓ раздел "Морфемика", изучающий состав слова, содержит также понятия о способах образования слов и словообразовательном разборе;

  ✓ введены понятия сочинительного словосочетания, многозначных членов предложения;

  ✓ особое внимание уделяется строению и значению сложных предложений; типы придаточных соотнесены с членами предложения;

  ✓ принцип подачи материала — линейный;

  ✓ изучение разделов "Фонетика", "Графика", "Лексика", "Морфемика" и начало основного курса морфологии — в 5 классе;

  ✓ продолжение изучения морфологии — в 6 — 7 классах;

  ✓ синтаксис, тема "Общие сведения о языке" — в 8 — 9 классах;

  ✓ формирование орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех разделов;

  ✓ нетрадиционная последовательность изучения некоторых грамматических тем (имя существительное — глагол — имя прилагательное, имя числительное — наречие — слова состояния — местоимение);

  ✓ в качестве особой группы выделены слова состояния;

  ✓ причастие и деепричастие рассматриваются как самостоятельные части речи.

  Использованные источники (см. список литературы): XIV (С. 64-68), I (С. 181-183).