Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Учебник как ведущее средство обучения

1. Средства обучения — различные материальные объекты, в том числе искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в педагогический процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

  К средствам обучения относятся:

  ✓ школьный учебник;

  ✓ учебные материалы, дополняющие учебник;

  ✓ наглядные пособия различных типов.

2. Учебник — книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области (например, по русскому языку) на уровне современных достижений науки и культуры; главный источник знаний по учебному предмету.

  Учебник — основной и ведущий вид учебной литературы. Он представляет собой изложение и характеристику учебного предмета в соответствии с программой, раскрывает содержание учебных дисциплин.

  В учебнике:

  ✓ дается трактовка явлений;

  ✓ уточняется содержание понятий;

  ✓ представлены различные упражнения.

  От качества учебников зависит ценность, успешность усвоения знаний школьников.

  Хороший учебник должен:

  ✓ отвечать всем требованиям, предъявляемым к содержанию обучения;

  ✓ быть интересным для учащихся, по возможности кратким, доступным, эстетически оформленным;

  ✓ иметь устойчивую основу (требование стабильности);

  ✓ содействовать формированию у учащихся научного мировоззрения, развитого логического мышления;

  ✓ иметь воспитательное значение (например, учебник по русскому языку должен раскрывать богатство и величие русского языка, включать содержательные и ценные в воспитательном отношении тексты для упражнений);

  ✓ давать систематическое, научно обоснованное, доступное для учащихся данного возраста изложение фундаментальных теоретических сведений;

  ✓ включать достаточное количество разнообразных, содержательных, интересных, эффективных, расположенных в методически целесообразной последовательности упражнений.

  До 1933 г. в школьной практике применялись различные пособия, в которых систематическое изложение теоретических знаний, как правило, отсутствовало. Стабильные школьные учебники начали издаваться после постановления ЦК ВКП(б)ники начали издаваться после постановления ЦК ВКП(б) "Об учебниках для начальной и средней школы" от 13 февраля 1933 г.

  В настоящее время издаются и альтернативные (параллельные) учебники, благодаря чему учителя и учащиеся имеют возможность выбирать лучшее.

3. Основные функции учебника:

  ✓ информационная (знания);

  ✓ трансформационная (формирование общеучебных и специальных умений);

  ✓ систематизирующая (система знаний);

  ✓ воспитательная (решение воспитательных задач).

  Учебник для ученика — источник информации, справочное пособие, средство овладения умениями; для учителя — источник методической системы.

  Учебник определяет необходимый объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников определенных способов деятельности.

4. Компоненты содержания учебника:

  ✓ информативный —

  • факты;

  • законы;

  • теории;

  • методические знания;

  • оценочные знания;

  ✓ репродуктивный —

  • предметно-познавательные и практические действия;

  • общеучебные действия;

  ✓ творческий —

  ✓ эмоционально-ценностный —

  • направленность нравственная;

  • практико-трудовая;

  • идейная;

  • эстетическая;

  • гражданская.

  Типы текстов учебника:

  ✓ основной;

  ✓ дополнительный;

  ✓ пояснительный.

  Основной текст подразделяется:

  ✓ на теоретико-познавательный —

  • основные термины;

  • ключевые понятия и их определения;

  • основные факты, явления;

  • характер основных законов, теорий, ведущих идей;

  • выводы и т. п.;

  ✓ на инструментальный практический — характеристики:

  • основных методов познания;

  • правил применения знаний;

  • способов усвоения и самостоятельного поиска знаний и т. д. Дополнительный текст:

  ✓ документы;

  ✓ хрестоматийный материал;

  ✓ обращения;

  ✓ биографические и народоведческие сведения;

  ✓ статистические сведения;

  ✓ отрывочные материалы, выходящие за рамки программы.

  Пояснительный текст:

  ✓ предметные введения к учебнику, разделам, главам;

  ✓ примечания, разъяснения;

  ✓ пояснения и т. д.

  К внетекстовым компонентам учебника относятся:

  ✓ аппарат организации усвоения —

  • вопросы;

  • задания;

  • памятки;

  • инструктивные материалы;

  • таблицы;

  • подписи к иллюстративному материалу;

  • упражнения;

  ✓ иллюстративные материалы —

  • схемы;

  • планы;

  • инструкции-методики;

  • иллюстрации и т. п.;

  ✓ аппарат ориентировки —

  • предисловие;

  • оглавление;

  • рубрикатор;

  • сигналы-символы;

  • библиография;

  • указатель;

  • колонтикулы.

Использованные источники (см. список литературы): XVII (Т. 2. С. 387, 480-482), XI (С. 153-154), XXI (С. 87), II (С. 61-63).