Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Преемственность и перспективность в преподавании русского языка

1. Преемственность в учебном процессе — это учет знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, при изучении нового материала; одно из обязательных условий успешного преподавания русского языка.

  Суть преемственности ранее усвоенного с новым материалом заключается в установлении ассоциативных связей знакомого с незнакомым, что создает условия для лучшего осознания нового, введения его в уже сложившуюся в голове ученика систему или, наоборот, изменения этой системы.

  Необходимость в преемственности возникает на стыке концентров курса, ступеней его изучения, а также между учебными годами.

  Преемственность отражается в концентризме — принципе расположения учебного материала в программах и учебниках, характеризующихся повторяемостью вопросов и тем курса с более глубоким их освещением на каждой новой ступени обучения.

  Сохранение преемственности должно выражаться:

  ✓ в таком отборе материала для изучения, при котором бы учитывались общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом и конкретные знания, и навыки по отдельным частным вопросам программы, доступность этого материала для сознательного усвоения его школьниками;

  ✓ в таком построении занятий по русскому языку, чтобы был обеспечен постепенный переход к новым, более сложным для учащихся формам работы.

  Сохранению преемственности способствует повторение и закрепление пройденного — в начале года, по теме, изучавшейся на предыдущем этапе.

2. Под перспективностью в учебном процессе понимается введение в изучаемый материал сведений, освоение которых еще предстоит учащимся.

  Эффективное проведение уроков по русскому языку невозможно без учета перспективности.

  Предварительность подачи новых данных целесообразна:

  ✓ при готовности школьников к их восприятию;

  ✓ наличии связи с темой урока.

  Важным элементом методики педагога-новатора С. Н. Лысенковой является перспективное опережающее обучение, которое состоит в предварительном, пробном изучении наиболее трудного материала задолго до его прохождения по программе.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 107-108), XVI (С. 218), XXI (С. 48-49), XVII (Т. 1. С. 533).