Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Приемы работы по развитию связной речи учащихся

1. Основные приемы работы по развитию связной речи учащихся:

  ✓ анализ текстов;

  ✓ составление композиционной схемы, плана, рабочих материалов;

  ✓ редактирование текстов;

  ✓ установка на определенную речевую ситуацию;

  ✓ обсуждение первых вариантов высказываний и др.

2. Группы заданий, организующих интеллектуально-речевую деятельность учащихся:

  ✓ задания аналитического характера по готовому тексту (например, определите основную мысль высказывания, сформулированную автором; выделите текст, содержащий доказательство, и др.);

  ✓ аналитико-синтетического характера по готовому тексту (с созданием на базе готового текста элементов нового текста);

  ✓ на переработку готового текста (с различными вариантами его совершенствования и модификации);

  ✓ требующие создания нового текста на основе данного (с различными вариантами его изложения);

  ✓ требующие создания оригинального текста (высказывания).

  Указанные выше задания сочетаются между собой, объединяются общей речевой задачей.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 283-284). XVII (Т. 2. С. 246).