Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Программы для углубленного изучения русского языка в 10 - 11 классах

1. Основные программы для разных форм углубленного изучения русского языка в 10 — 11 классах:

  ✓ "Стилистика русского языка" — составитель С. С. Вартапетова,

  ✓ "Словари как средство познания мира" (факультативный курс) — составитель Е. Н. Тихонова;

  ✓ "Русское правописание: Орфография и пунктуация. Спецкурс" — составитель С. И. Львова;

  ✓ "Родная речь" — составители С. И. Львова, М. М. Разумовская;

  ✓ "Русская речь: Лингвистика текста. Стилистика. Культура речи" — составитель В. И. Капинос,

  ✓ "Язык и речь" — составители В. И. Капинос, С. И. Львова, М. С. Соловейчик;

  ✓ "Язык — человек — текст" (факультативный курс) — составитель Л. Ф. Казакова.

2. Программа курса "Стилистика русского языка", составленная С. С. Вартапетовой, представляет (по сравнению с другими) стилистику как наиболее полный и самостоятельный курс и предусматривает углубленную подготовку учащихся классов и школ гуманитарного профиля в той сфере родного языка, которая связана с его функционированием.

  Цель курса:

  ✓ расширение лингвистического кругозора обучаемых за счет усвоения новых стилистических знаний;

  ✓ совершенствование практических, коммуникативных умений и навыков учащихся.

  Последовательность в подаче стилистического материала'.

  ✓ стилистические средства всех разделов русского языка;

  ✓ функциональные и жанрово-стилистические разновидности речи;

  ✓ стилистические особенности языка художественной литературы. Наиболее важная часть курса — раздел о функциональных стилях речи.

3. Программа факультативного курса "Словари как средство познания мира", разработанная Е. Н. Тихоновой, рекомендуется при углубленном изучении русского языка в 10 — 11 классах лицеев и гимназий гуманитарного профиля.

  Отличается тем, что ее содержание составляет изучение различных типов больших и малых лингвистических словарей. Практическая цель — научить учащихся грамотно пользоваться словарями, извлекать из них нужную для себя информацию. Основные особенности этого курса:

  ✓ знакомство учащихся с системой лингвистических словарей, со словарями различных типов, с лексикографической теорией и практикой составления словарей;

  ✓ формирование у учащихся представления о системном характере языка, его иерархическом строении;

  ✓ обогащение и расширение знаний учащихся об отдельных аспектах языковой системы;

  ✓ повышение культуры речи.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 316), XIII (С. 140-148, 174-176).