Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Требования к уровню обученности учащихся выпускных (9 и 11) классов

1. Уровень подготовки по русскому (родному) языку выпускников основной школы (9 классов) должен удовлетворять следующим требованиям:

  ✓ знание общих сведений о русском языке, определений основных изучаемых единиц языка и категорий;

  ✓ осмысленное обоснование ответа, умение привести и проанализировать соответствующие примеры.

  Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:

  ✓ опознавать по изученным признакам языковые единицы —

  • морфемные;

  • речеведческие;

  ✓ группировать языковые явления по определенным признакам;

  ✓ давать анализ и характеристику изученных языковых единиц по существенным для них признакам;

  ✓ правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами;

  ✓ правильно образовывать формы слов;

  ✓ правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы;

  ✓ грамотно строить предложения разных структур и уместно применять их в речи;

  ✓ владеть современным речевым этикетом;

  ✓ адекватно воспринимать устную и письменную речь;

  ✓ пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст;

  ✓ уметь собирать и систематизировать собранные материалы к сочинению на определенную тему с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  ✓ создавать тексты разных типов и стилей речи и использовать в них соответствующие языковые средства;

  ✓ совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные и языковые ошибки и недочеты и исправлять их;

  ✓ находить в слове орфограммы, а в предложении — смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания;

  ✓ правильно писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами и пунктуационно правильно оформлять предложение и текст;

  ✓ правильно писать слова, отобранные для специального заучивания;

  ✓ пользоваться различными словарями русского языка.

2. Уровень подготовки по русскому (родному) языку выпускников средней школы (11 классов) должен удовлетворять следующим требованиям:

  ✓ знание общих сведений о русском языке, о лингвистике как науке;

  ✓ признаков и особенностей употребления в речи основных единиц языка.

  Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:

  ✓ создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме;

  ✓ оценивать предложенное высказывание на лингвистическую тему;

  ✓ анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи;

  ✓ соблюдать в устных и письменных высказываниях языковые нормы —

  • орфоэпические;

  • лексические;

  • пунктуационные;

  ✓ владеть приемами редактирования текста —

  • использовать возможности лексической и грамматической синонимии;

  • устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т. п.;

  ✓ передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов;

  ✓ уместно использовать цитирование;

  ✓ анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно выразительных средств языка;

  ✓ готовить рецензию (устную и письменную) на статью, книгу, фильм, спектакль, произведение живописи, музыкальное произведение.

  Использованные источники (см. список литературы): XXIII (С. 18-20), I (С. 250-252).