Литература 10 класс - поурочные планы по учебнику - Ю. В. Лебедева 2010


Урок 116. Я СТАРАЛСЯ ПИСАТЬ ИСТОРИЮ НАРОДА (Л. Н. ТОЛСТОЙ) (ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА-ЭПОПЕИ ВОЙНА И МИР. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ)

Цели урока: познакомить учащихся с историей написания «Войны и мира»; выяснить, в чем заключается жанровое своеобразие и особенности композиции; объяснить смысл названия.

Наглядные пособия: репродукция картины И. Е. Репина «Комната в Ясной Поляне, где Толстой писал «Войну и мир» (1891).

Ход урока

I. Рассказ учителя (краткое изложение).

    История создания романа-эпопеи «Война и мир»

Колоссальное четырехтомное произведение «Война и мир» Лев Николаевич Толстой писал в течение 6 лет с 1863 по 1869 годы. Характеризуя свою работу, он указывал, что собирал и изучал исторические материалы «с рвением ученого». Толстой скрупулезно исследовал не только архивы, документы, исторические книги и труды, но встречался с ветеранами, участниками Отечественной войны 1812 года, даже побывал на Бородинском поле.

Первоначально Толстой задумал написать повесть «Декабристы», герой которой Петр Иванович Лабазов — возвратившийся из сибирской ссылки декабрист. Но скоро писатель пришел к новому замыслу, к эпохе 1825 года, эпохе «несчастий» своего героя. Петр Иванович Лабазов из повести «Декабрист» в результате... превратился в Петра Кирилловича Безухова, а потом и в Пьера.

Толстой задумал показать и молодость декабриста, а это 1812 год, «время торжества России» в войне с Наполеоном. Затем обратился к более ранней эпохе 1805 — 1807 гг., времени «неудач» и «срама» России.

Таким образом, по замыслу Толстого, герой, и уже не один («а многие... герои и героини»), должен пройти через исторические события 1805, 1807, 1812, 1856 годов. Полностью этот замысел осуществить не удалось.

На страницах «Войны и мира» Толстой сумел объединить громадный и разноликий материал. Поражает количество действующих лиц в произведении. Их более 600.

Время действия в «Войне и мире» — 15 лет (с 1805 по 1820 гг.). События происходят то в Москве и Петербурге, то в дворянских поместьях, то за границей, в Австрии.

По признанию Льва Николаевича Толстого, в своем произведении он «любил мысль народную». В ранних рукописях есть такая запись: «я старался писать «историю народа». «Мысль народная» положена великим писателем в основу характеристики героев произведения, исторических событий и исторических деятелей.

II. Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.

    1. О заглавии романа

Первоначальное — Три поры», затем «1805 год», новый вариант — «Все хорошо, что хорошо кончается», последнее — «Война и мир».

Вопрос: В чем смысл заглавия?

«Война» — это военные действия, сражения, «война» — это не понимание, вражда, разъединение людей.

«Мир» — это жизнь народа без войны, это и та «общность, то единение, к которому должны стремиться люди» [9. С. 213].)

    2. О жанре

Л. Н. Толстой отказывается дать жанровое определение «Войне и миру»: «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось», но исследователи творчества Толстого назвали «Войну и мир» романом-эпопеей.

Роман-эпопея повествует о важнейших исторических событиях рассказывает о различных сторонах жизни народа, освещает взгляды, а также быт и нравы различных слоев общества.

    3. О сюжете

Композиция (построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в произведении, членение на части, главы, действия способ повествования место и роль описаний, монологов и диалогов) поражает свой сложностью.

Широко изображен социально и семейно-бытовой фон эпохи. Исторические сцены, сцены частной жизни и философские рассуждения в «Войне и мире» «перемешаны».

Ю. В. Лебедев назвал это «божественной бессмыслицей и посчитал важнейшим композиционным элементом книги [13].

В романе раскрываются два основных конфликта: борьба России с армией Наполеона (кульминация — Бородинское сражение, развязка — разгром Наполеона) и борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация — спор П. Безухова с Николаем Ростовым, развязка — вступление П. Безухова в тайное общество).

Один из приемов композиции — антитеза (противопоставление). Важную роль в романе играют внутренние параллели, или сопоставления.

Большое внимание писатель уделяет изображению переломов, перемен в общественной

жизни.

В романе-эпопее множество сюжетов, для каждой сюжетной линии — своя завязка. В основе сюжетов — духовные искания своего места в жизни любимых героев писателя.

    4. Система образов в романе-эпопее

В центре — хроника жизни дворянских семей (Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных).

Домашнее задание.

1. Дочитать 1 том до конца.

2. Прочитать по учебнику о творческой истории «Войны и мира», об особенностях композиции и сюжета, о смысле названия.

3. Анализ эпизодов:

• «В салоне А. П. Шерер» (главы 1 — 5).

    Вопросы:

    1) Что представляют собой хозяйка салона и ее гости? (Обратите внимание на внешность, одежду, поведение, манеру общения гостей.)

    2) В чем смысл жизни завсегдатаев светского салона?

    3) Чем отличаются Пьер и Андрей от гостей?

• «В доме графа Безухова» (главы 18 — 21).

    Вопросы:

    1) Расскажите о борьбе за завещание умирающего графа.

    2) Как изменилось отношение к Пьеру, когда он разбогател?