Литература 10 класс - поурочные планы по учебнику - Ю. В. Лебедева 2010


Урок 131. ЕГО ВРАГОМ БЫЛА ПОШЛОСТЬ (РАССКАЗЫ ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ, КРЫЖОВНИК, О ЛЮБВИ)

Цели урока: усвоить содержание маленькой трилогии»; раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказов.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

90-е годы ХIX века полны событиями и фактами, имеющими непосредственное отношение к Антону Павловичу Чехову.

В 1895 г. 114 ученых и писателей Москвы и Петербурга обратились к царю Николаю II с петицией, в которой смело рассказали о притеснениях со стороны цензуры, невозможности печататься. В числе подписавшихся — А. П. Чехов. Это необычный и смелый поступок писателя.

В 1898 г. с большим успехом шли пьесы Чехова на сцене Художественного театра: в этом же и состоялось знакомство Чехова с Горьким. Чехов был избран почетным членом Академии наук (1901 г.), а через год (1902 г.) этой же чести был удостоен молодой Горький. Но по распоряжению Николая II избрание Горького было объявлено недействительным.

В знак протеста Чехов (вместе с Короленко) вернул свой диплом почетного члена Академии наук. Поступок решительный и смелый.

В творчестве Чехова произошли изменения. Теперь в произведениях писателя характерны темы, объединяющие в один цикл несколько рассказов.

II. Работа над содержанием «маленькой трилогии» Чехова.

«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» написаны Чеховым в 1898 г. Рассказы, связанные общим сюжетом, идеей, героями, в литературе называют «маленькой трилогией».

Интересно высказывание Салтыкова-Щедрина, которое полностью можно отнести к «маленькой трилогии» Чехова: «Я обратился к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ничего этого уже нет».

    «Человек в футляре»

Первый рассказ «маленькой трилогии».

Беседа по вопросам:

1) Передайте содержание рассказа с чтением фрагментов.

2) Расскажите о внешности, обстановке в квартире Беликова.

3) Почему трусливый и ничтожный Беликов держал в течение 15 лет в страхе не только гимназию, но и весь город?

4) Как вы понимаете слово «беликовщина»? Исчезла ли «беликовщина» со смертью учителя?

5) В чем особенности композиции рассказа «Человек в футляре»?

(Повествование ведется от лица рассказчика. Особенность построения: рассказ в рассказе, или двойной рассказ.)

Чехов с поразительной силой разоблачает «пошлость пошлого человека». Учитель гимназии Беликов — враг всего нового и передового, он ненавидит все то, что выходит за рамки дозволенного начальством. «Как бы чего не вышло», — жизненная философия Беликова. Рассказ о «Человеке в футляре» тем не менее не оставляет ощущения безнадежности. «Нет, больше так жить невозможно!» Эти слова выражают чувства лучших героев рассказа и самого автора.

    «Крыжовник»

Это следующий рассказ «маленькой трилогии».

Беседа по вопросам:

1) О чем мечтает всю жизнь чиновник Чимша-Гималайский?

2) Осуществилась ли эта мечта?

3) Изменился ли герой? Можно ли назвать его «человеком в футляре»?

(Покупка собственности перерождает маленького чиновника. Он же землевладелец, целиком уходит в мир хозяйствования, постепенно превращаясь в самодовольного и равнодушного обывателя. Чехов страстно восклицает: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего духа».)

    «О любви»

Последний из рассказов «маленькой трилогии».

Беседа по вопросам:

1) Как живет, о чем мечтает главный герой Алехин?

2) Почему он нерешителен, робок, боится всего? Почему не сложилась его любовь?

3) Что общего в образах Беликова, Николая Ивановича, Алехина?

(Жизнь Алехина посвящена хозяйственным заботам. Жизнь его, замкнутая только в кругу сельскохозяйственной коммерции, теряет смысл. Постепенно деградирует герой — ходит в грязной одежде, не моется, спит в санях. Потерян свою любовь, Алехин живет в одиночестве, работая и приумножая доходы, которые ему теперь не нужны.)

Вывод. В мире беликовых, чимша -гималайских, алехиных «нет простора для живых человеческих стремлений».

Домашнее задание.

1. Прочитать рассказы «Ионыч», «Палата № 6», «Учитель словесности», «Попрыгунья».

2. Объяснить значение слов: деградация, пошлость, обыденщина, банальный, бенефис.