Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество А. С. Пушкина
Тема любви и дружбы в поэзии А. С. Пушкина

Цели: показать особенности темы любви и многообразия ее раскрытия в лирике А. С. Пушкина; совершенствовать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Методические приемы: анализ письменных работ; беседа; лекция, выразительное чтение, анализ стихотворений.

Литература: Куликов В. И. Жизнь и творчество А. С. Пушкина. М., 1987; Степанов Н. Л. Лирика Пушкина: очерки и этюды. М., 1974; Сечина Н. В. Справочные материалы. А.С. Пушкин. Лирика. М.: Дрофа, 1998.

Прочитать статьи учебника «Философские мотивы в лирике Пушкина», «Любовная лирика Пушкина» (с. 107-114).

Выучить наизусть стихотворения «Я помню чудное мгновенье...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил...».

Ход урока

I. Чтение и анализ сочинений на тему «Какие мысли и чувства вызвала философская лирика А. С. Пушкина?»

II. Проверка домашнего задания

    - Как вы думаете, в связи с какими событиями конца 20-х годов XIX в. связано нарастание философских мотивов в лирике А. С. Пушкина?

    - Назовите стихотворения, в которых звучат философские мотивы, сделайте краткий анализ этих произведений.

III. Слово учителя

Любовь для Пушкина - предмет высокой поэзии. Она выведена за пределы быта и обычной жизни. «Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями унижают поэзию», - писал Пушкин. Стихи Пушкина не есть список его побед и поражений. В них запечатлена психологическая правда любовных переживаний, выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин и воспел Женщину.

Среди шедевров пушкинской любовной лирики (а их немало, этих стихотворений, где говорит «язык сердца»), «Простишь ли мне ревнивые мечты», «Признание», «Не пой, красавица, при мне...», «На холмах Грузии...», «Я вас любил...». Достаточно выразительно прочитать их и можно увидеть предельную ясность мысли и силу чувства поэта. В них нет броских эпитетов, сложных метафор, развернутых сравнений. Эту простоту, художественную выразительность, подробнее рассмотрим на стихотворении «На холмах Грузии...».

IV. Чтение и разбор стихотворения «На холмах Грузии...»

    1. Выразительное чтение стихотворения.

    2. Комментирование.

Стихотворение волнует нас не только словесной красотой, но и глубиной мысли и чувства. Оно передает психологическое состояние поэта, импульсивную смену его чувств и настроений.

    - Как меняется настроение в стихотворении? (Элегическое начало, в котором грусть и легкость, светлая печаль кажутся созвучными состоянию ночной природы, сменяется «импульсом» пробуждения бурного чувства - любви.)

    - Какова роль художественных особенностей? (В стихотворении только две метафоры: «лежит... мгла» и «сердце... горит», но они привычны, широко употребительны в литературной и разговорной речи. Выразительность стихотворению придают эпитеты-наречия: «грустно и легко»; синтаксические фигуры: повторы («печаль моя светла, печаль моя полна тобою», «тобой, одной тобой»), синонимы: («ничто не мучит, не тревожит»), двойное отрицание, усиливающее утверждение («не любить оно не может»). Особая роль принадлежит звукописи: аллитерации (сочетание тихих шипящих и плавных сонорных) и ассонансам на «У» и «О».)

    - В чем специфичность речевых оборотов? Какой образ возникает перед нами? (Все слова и выражения просты: «мне грустно и легко», «унынья моего ничто не мучит, не тревожит», «что не любить оно не может». Но вместе они складываются в один музыкальный образ светлой и тихой элегической печали.)

    - Что оказывается созвучным в природе чувству поэта? (Любовному порыву скорее созвучна не умиротворенность ночи, а немолчный шум Арагвы.)

    - Почему оживает любовь? Чем она является для поэта? (Любовь оживает не потому, что поэт вспомнил о ней, как о чем-то ушедшем, она - источник новых переживаний и вдохновений.)

    - О чем свидетельствуют последние строки стихотворения? (Это важный элемент в понимании всей концепции любви у Пушкина: вечна сама потребность любить, а любовь возникает как эхо женской красоты и гармонии. Даже чуждая, далекая любовь может наполнить душу «мечтою странной».)

3. Заключение учителя.

Любовь, пришедшая к поэту, от него как бы не зависит - виновато сердце. И поэт искренне взволнован этой способностью сердца «гореть» и «любить». Чувство принадлежит не человеку вообще, а именно лирическому герою. И вместе с тем в этом конкретном чувстве каждый узнает нечто ему близкое. Реальное жизненное переживание, послужившее прототипом переживания художественного, очистилось от массы несущественных подробностей и вобрало в себя духовный опыт Пушкина.

Теми же свойствами благородной простоты, высокого ума и нежного чувства отличается и стихотворение «Я вас любил...» (1829). (Ученик читает стихотворение.)

В стихотворении «Я помню чудное мгновенье...» (1825) отразились две встречи с А. П. Керн - в 1819 и 1825 гг.

V. Сообщение ученика об А. П. Керн

В особом комментарии нуждается стихотворение, посвященное А. П. Керн. Когда и при каких обстоятельствах встретился с ней поэт? Как долго продолжались их отношения?

Дополнительный материал

Пушкин ознакомился с Керн (1800-1879) в Петербурге, в доме Олениных, в начале 1819 г. Уже тогда поэт был очарован ее красотой и обаянием. После этой встречи прошло шесть лет, и Пушкин вновь увидел Керн летом 1825 г., когда она гостила в Тригорском у своей тетки П. А. Осиповой. Неожиданный приезд Анны Петровны всколыхнул в поэте почти угаснувшее и забытое чувство. В обстановке однообразной и тягостной, хотя и насыщенной творческой работой, михайловской ссылки появление Керн вызвало пробуждение в душе поэта. Он вновь ощутил полноту жизни, радость творческого вдохновения, упоение и волнение страсти, любви. Незадолго до отъезда Керн Пушкин написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье...», которое сам и вручил ей вместе с экземпляром одной из первых глав «Евгения Онегина».

Вот как описывает это А. П. Керн в своих воспоминаниях: «На другой день я должна была уехать в Ригу вместе с сестрою Анной Николаевной Вульф. Он пришел утром и на прощанье принес мне экземпляр 2-й главы «Онегина» в неразрезанных листках, между которых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами:

    Я помню чудное мгновенье...

Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять. Что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю. Стихи эти я сообщила тогда барону Дельвигу, который их поместил в своих «Северных цветах». Михаил Иванович Глинка сделал на них прекрасную музыку». (А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. М., 1974. Т. 1. С. 387).

Это колебание Пушкина вручать или не вручать «поэтический подарок» не случайно. Он словно предвидел, что стихи эти будут приняты за посвященные А. П. Керн. Так и произошло, хотя само лирическое чувство предельно обобщено и не предполагает никакой конкретизации.

Стихотворение приводится в пушкинских сборниках с посвящением-криптонимом «К ***». (Криптоним - тайное, зашифрованное имя.)

Уже после смерти Пушкина М. И. Глинкой был написан романс и посвящен дочери А. П. Керн. Наверное, музыкальное произведение столь ярко не может выразить глубочайшую философичность пушкинского произведения. Это, скорее всего, подвластно лишь слову.

VI. Комментирование стихотворения «Я помню чудное мгновенье...»

    1. Выразительное чтение стихотворения.

    2. Вопросы и задания.

    - Только ли любовной теме посвящено это стихотворение? Какие биографические факты упомянуты в стихотворении? (Последовательно прослеживается в стихотворении жизнь самого поэта. Легко узнать по первым строкам давнюю встречу с Керн, а во второй строфе («В томленьях грусти безнадежной...») - молодого Пушкина в светском Петербурге. Третья строфа («Шли годы... Бурь порыв мятежный развеял прежние мечты...») указывает на романтический юг, четвертая обращает память к началу ссылки в Михайловское. Каждый период в жизни поэта рисуется им очень кратко и точно. Стихотворение становится краткой биографией Пушкина.)

    - Какова композиция стихотворения? (В композиционном плане оно делится на три равные части по две строфы в каждом. Они взаимосвязаны и в то же время самостоятельны по смыслу.)

    - Какая часть стихотворения показывает пробуждение от мучительного сна? Чем эта часть отличается от двух остальных? (Третья часть построена иначе: движение в ней идет не от кульминации к спаду, а от пробуждения к нарастанию душевного подъема, стремительно восстанавливающего все утраченное и достигающего в финале ликующего, мажорного торжества:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.)

3. Звучит романс М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье...».

VII. Выразительное чтение стихотворений, посвященных теме любви, краткие комментарии

Домашнее задание

1. Ответить на вопросы:

    - Почему Белинский сказал, что «любовь у Пушкина - это не просто чувство человека, но чувство человека-художника»? (письменно).

- Что подкупает вас в стихах «На холмах Грузии...», «Я помню чудное мгновенье...», «Я вас любил...»? (устно).

    2. Написать сочинение на тему «Стихотворение «Я вас любил...» (восприятие, истолкование, оценка)».

3. Перечитать роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Дополнительный материал

В шедеврах пушкинской любовной лирики («Я помню чудное мгновенье...» (1825), «Я вас любил...» (1829) и др.) говорится о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными. Не стоит, читая стихотворения «Я вас любил...», «На холмах Грузии...» искать ответ на вопрос, кого имел в виду поэт, повторяя, как заклинание: «печаль моя полна тобою, / Тобой, одной тобой...».

В лирике Пушкина оживают его «любви пленительные сны». Это стихи-воспоминания, в которых поэт чутко прислушивается к себе, выражает в слове уникальность и в то же время сходство своих любовных переживаний. В стихотворении «Я вас любил...» много психологических деталей. Пик чувства пройден, поэта не мучит «болезнь» любви. Он пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще «угасло не совсем». В его душе оживает любовь-воспоминание. Это была любовь невысказанная, «безмолвная», не связанная с надеждами на взаимность. Он вспоминает грустные мгновения своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью. Прощаясь с возлюбленной, думая о своих чувствах, поэт подчеркивает силу прошедшей любви. Он делает это деликатно, желая, чтобы «другой» любил женщину так же искренно и нежно, как он. Здесь мы не найдем ни упреков, ни обид, ни безнадежности. Поэт благодарен женщине даже за безответную любовь. К ней он относится бережно, и, разлюбив ее, он верит в то, что она вновь будет любима.

В этом стихотворении, как и в большинстве стихотворений 20-х годов XIX в., нет портрета возлюбленной. Черты любимых женщин Пушкин часто видит, как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. Говорить о них поэту столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщин создаются с помощью сравнений и аналогий. Только так поэт может передать свои впечатления о возлюбленных.

Как и в стихотворении «Я вас любил...», здесь на первом плане - субъективные впечатления о женщине. С особой силой в стихотворении подчеркивается мысль о том, что вместе с женщиной появляются «и божество, и вдохновенье, / И жизнь, и слезы, и любовь», которые уходят, когда женщина исчезает из памяти, из снов поэта.

Любовь, «замыкая» перечисление того, что заставляет душу поэта «пробудиться», как бы увенчивает все, из чего состоит жизнь. Именно любовь способна дать человеку высшее наслаждение. Любовь - символ духовного возрождения. Даже сама надежда на позднюю любовь, может быть, только на ее «улыбку прощальную» примиряет поэта с безрадостной жизнью. Надежда на то, что новая любовь впереди, - самая высокая и светлая надежда Пушкина.

Любовь Пушкина вовсе не является всепрощением и благодушием - любовь эта требовательна, активна. Что важно: эту требовательность поэт прежде всего предъявляет к самому себе. Стихотворение «Я вас любил...» становится примером воплощения гуманистического начала:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Поэта можно заподозрить в благодушии, разве можно желать счастья своей возлюбленной с кем-то другим? Но так ли это на самом деле? Фраза «Я вас любил» повторяется трижды. Но каждый раз эта фраза звучит по-разному и наполнена новым смыслом. В первый раз мы готовы признать, что любовь угасла, что чувство уже прошло, но строчки:

Любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем...

Говорят о том, что эта любовь не совсем угасла, значит, она живет, горит, волнует.

Глагол прошедшего времени «любил» означает «люблю».

Но пусть она Вас больше не тревожит,

Я не хочу печалить Вас ничем...

Оказывается, любовь, по мысли поэта, не только в том, чтобы поминутно видеть ее, следовать за ней, но и в том, чтобы в чем-то отказать себе ради любимого человека.

Может, в этом и заключается великий и простой смысл любви.