Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество М. Ю. Лермонтова
Пророк Лермонтова и Пушкина

* По материалам Н. Майраковой, гимназия Салахова, г. Сургут, Тюменская область.

Цель: методом сопоставительного анализа стихотворений выявить сходства и различия взглядов на тему поэта и поэзии А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова по вариантам:

1-й вариант: «Смерть поэта» и «Поэт и толпа».

2-й вариант: «Поэт и толпа» и «Как часто, пестрою толпою окружен...»

Выполняя работу, учащиеся обращают внимание на усиление мотива противостояния в поэзии Лермонтова и на трагический характер такого противостояния.

II. Беседа

    - Кроме мотива противостояния личности и общества, какая тема еще объединяет стихотворения? (Тема поэта и поэзии).

    - В каких стихотворениях, прочитанных вами, Лермонтов обращается к теме, волнующей каждого большого художника, - о назначении искусства, о долге писателя перед обществом? («Молитва», «Слава», «Пускай поэта обвиняет...», «Я не для ангелов и рая...».)

    - В чем видит назначение поэзии молодой Лермонтов? Какими чертами наделен поэт в его стихах? (Поэт в ранней лирике одинокий избранник, «странник меж людей». Его поэзия - это Божий дар и «всесожигающий костер», она приносит и радость, и вдохновение, и боль, и страдание. Безбоязненно нести людям правду о жизни, быть выразителем «мыслей благородных» - в этом поэт видел свой долг перед современниками.)

- Каким даром обладает поэт? (Даром пророчества.)

    - В каких стихотворениях звучит этот мотив? («Журналист, читатель и писатель», «Поэт» и в других. И, конечно же, в стихотворении «Пророк».)

    - Кто были предшественниками Лермонтова в создании этого образа поэта-пророка? (Поэты-декабристы и А. С. Пушкин.)

III. Анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова «Пророк»

Стихотворение «Пророк» Лермонтова получило различные истолкования. Обратимся к стихотворению, прочитаем его.

1. Ученик читает стихотворение.

2. Работа с цитатами. На доске оформлены записи:

«Пророк» Лермонтова является ответом или возражением на пушкинское стихотворение, свидетельствующее о пессимизме автора, разрушении высоких надежд на роль поэта-пророка. (Б. М. Эйхенбаум)

Лермонтов утверждает, что настоящий поэт должен быть пророком. В образной форме рисуется доведенный до трагизма конфликт поэта и толпы: толпа не просто не принимала ненужного ей поэта, она гнала его, издевалась над ним, торжествовала победу. В верности поэта своей высокой пророческой миссии наиболее отчетливо выразилось пушкинское начало. (Г. П. Макогоненко)

... Наивно и бесполезно мечтать о том, чтобы сделаться исправителем людских пороков, - это либо невежество, либо гордость. (Б. М. Эйхенбаум)

Лермонтов пишет о печальной судьбе поэта, о ненужности его миссии, трагическом уделе презираемого и гонимого певца. (И. Каплан)

    - Какое из высказываний вам наиболее понятно?

    3. Беседа.

    - Что объединяет стихотворения Пушкина и Лермонтова? (Тема поэта и поэзии и назначения поэзии.)

    - Как выражена эта тема в стихотворениях? (И в том и в другом есть образ поэта, наделенного сверхъестественным даром. Основа стихотворений - библейские источники. Библейская лексика. Образ пустыни. Лермонтов продолжает «пушкинскую» тему.)

    - Какие отличия стихотворений вы можете назвать? (Это разные сюжеты. Пушкинский - это становление пророка. Лермонтовский - это жизнь поэта, ставшего пророком.)

    - Что вы знаете о библейских источниках, к которым обращались поэты? (Пушкин обратился к книге пророка Исайи. А Лермонтов - к Плачу Иеремии. Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить).

    - Сравните лексический строй стихотворений. (В пушкинском стихотворении преобладает архаичная лексика, отсюда торжественный тон, приобщение к великой тайне. В лермонтовском стихотворении церковно-славянская лексика уступает место современному языку, это переносит в настоящее, лишает торжественности.)

    - Какими мы видим образы поэта-пророка у авторов? (Пушкинский пророк преображается духовно, и это подчеркнуто в стихотворении. У Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Лермонтов описывает бытовые подробности. Пушкинский пророк торжественен. Лермонтовский - суров.)

    - Что открылось поэту-пророку в стихотворениях? (Гармония мира открылась лирическому герою в стихотворении Пушкина. Он готов к встрече с людьми, готов «глаголом жечь сердца». Лермонтовский пророк увидел «страницы злобы и порока»: он не принят людьми, он изгнан. «В меня все ближние мои // Бросали бешено каменья».)

    - Как усилено противостояние поэта и общества у Лермонтова?

    - Какие образы создают представление о трагедии поэта? (Старики и дети. Две мудрости. Но здесь не о мудрости речь. Речь старцев - это наказ новому поколению. Таким образом усиливается противостояние поэта и общества - это извечный конфликт.)

    - Выходит, дар его не нужен? (Нет, сверхъестественные способности позволили увидеть не только «страницы злобы и порока», но и гармонию мира. Не случайно природа - творение Бога - откликается на духовный зов поэта.)

    - Где находит душевное спокойствие лермонтовский поэт? (В пустыне. Это символ единения с Богом, с природой. Но и символ одиночества поэта.)

    - Какую роль образ пустыни играл в стихотворении Пушкина? (В стихотворении Пушкина пустыня - это символ бездуховности. По-разному обыгрывают образ пустыни поэты.)

IV. Подведение итогов урока

Перечитываем записи на доске, сравниваем, с какими тезисами совпадают наши представления, письменно оформляем вывод.

Дополнительный материал

    Версия создания стихотворения «Пророк»*

* Афанасьев В. В. Лермонтов. М., 1991. (Серия ЖЗЛ).

Центральное произведение о поэте и поэзии, взаимоотношениях поэта и толпы - «Пророк». В «Пророке» - трагический конфликт поэта и толпы. Горестна судьба поэта в лживом, лишенном духовности мире.

Учащиеся знакомятся с одной из версий создания стихотворения «Пророк». Вот ее краткое содержание: «9 июля 1841 года поэт внезапно осознает в своей душе перемену: «Если он прежде был как бы пророком любви-убийцы, то теперь не должен ли он стать пророком любви к ближнему». Он вспоминает свои беседы с А. И. Одоевским, погружается в чтение Евангелия, сосредоточивается на истории апостола Павла, вчитывается в его высказывания о судьбе пророка. Павел, тринадцатый апостол, бывший гонитель христиан по имени Савл, или Саул. По дороге в Дамаск ему явился в сиянии сам Господь. Тогда умер Савл и родился Павел, стал апостолом, совершил три миссионерских похода по странам Малой Азии и Европы, Евангелием и Крестом покорял людей. Вот что он писал о себе: «Я ... был в трудах, безмерно в ранах, более в темнице и многократно при смерти... Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение... Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от язычников, в опасностях от разбойников, в опасностях от единомышленников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне... В труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и наготе...»

10 или 11 июля в записной книжке Одоевского появилось стихотворение «Пророк».

Ознакомившись с одной из версий истории создания стихотворения, ученикам можно задать следующие вопросы:

    - Выражены ли в «Пророке» религиозные убеждения поэта или евангельский сюжет является лишь основой для передачи его собственных раздумий?

    - В чем сходства и различия евангельского рассказа об апостоле Павле и лермонтовской версии?

    - Как сочетается в стихотворении современная и архаичная лексика? Какая преобладает? В чем смысл использования архаизмов в «Пророке»?

Некоторые исследователи говорят о наличии внутренней конфликтности в произведениях Лермонтова, в основе которой лежит «столкновение страстного устремления к жизни с горестным признанием неосуществимости этого устремления». (Фохт)