Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество Н. В. Гоголя
Образ России в поэме Мертвые души

Цели: показать способы создания и значение образа России в поэме; проанализировать лирические отступления, нравственную позицию автора; совершенствовать навыки анализа текста.

Методические приемы: анализ текста, беседа, самостоятельная работа в группах, комментарии учителя.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

- Каково значение образа дороги в поэме Гоголя?

    - Назовите символические детали, связанные с образом дороги в поэме «Мертвые души».

- Куда ведет Чичикова дорога?

- Как связаны образ дороги и образ России?

II. Слово учителя

Гоголь утверждал в литературе силу смеха как одного из самых могучих средств в борьбе со злом, пороками, мешающими жить человеку в обществе. Но смеяться над общественными пороками человек имеет право лишь в том случае, если осмеиваемому злу может он противопоставить нечто положительное, свой общественный идеал. Вот почему в период создания «Мертвых душ» так велико внимание автора к проблеме народа, которую он развертывает в двух противоположных планах: с одной стороны, образы людей из народа, данные в комическом освещении, с другой - образ народа-богатыря, народа-умельца, силы которого скованы крепостническим укладом жизни. Проблема народа, его социального положения и дальнейших судеб является в поэме центральной, поэтому оценка всех явлений, изображаемых автором поэмы, дается последовательно с точки зрения народа, с позиций его интересов.

III. Самостоятельная работа с текстом поэмы

    Анализ эпизодов (по группам):

    а) расправа помещиков с крепостными (восьмая глава);

б) авторская характеристика правового положения бедных (седьмая глава);

в) нищета народных масс - контрастные сопоставления: у Манилова, у Плюшкина;

г) борьба крестьян - волнения, бунты, месть, убийство Дробяжкина (девятая глава), Фыров (шестая глава);

д) изображение людей, искалеченных крепостным правом (Петрушка, Селифан, Пелагея); бедственное, бесправное положение людей, утративших трудоспособность (Копейкин);

е) образ народа-творца в поэме: комментированное чтение отрывка восьмой главы - «русский человек...», характеристика крестьян с точки зрения Чичикова (Пробка, Телятников), образ искусного мастера, собравшего «дорожный снаряд», лирические отступления автора «птица-тройка», «замашисто и бойко русское слово».

IV. Задание классу

Выявите в тексте поэмы приемы и способы изображения автором Петрушки, Селифана, маниловского приказчика, двух мужиков, рассуждающих о колесе. Некоторые критики, современники Гоголя, упрекали его в том, что в поэме он смеялся над русским народом. Докажите несправедливость этого упрека. Сделайте выводы и обобщения.

(Гоголъ, отразив талантливость, силу, трудолюбие русского народа, будучи верным правде жизни, не скрыл теневой стороны его характера. В описании крестьян звучит не только добродушный юмор, но и сожаление автора о том, что тысячи петрушек, селифанов обречены быть примитивно и убого мыслящими существами.)

    - В чем надо искать причину этого? (Вину и причину их беспомощности нужно искать в условиях социального бытия.)

    - Можно ли сказать, что автор изобразил весь народ в конкретных образах? (Нельзя думать, что в лице дяди Митяя, Пелагеи Гоголь изобразил весь народ. В поэме есть еще один герой: положительный, полный великой жизнеутверждающей силы, исполненный веры в будущее, находящийся в процессе развития, борьбы - это обобщенный образ русского народа.)

V. Беседа

    - Где и как Гоголь говорит о трудолюбии и талантливости русского человека, о его физической силе, выносливости? (За судьбами отдельных крестьян, которые когда-то пахали, работали на барина, за судьбами мужиков, убежавших от неволи, гнета, унижений и издевательств, за образами столяров, плотников, сапожников, мастеров перед читателями встает истинный облик народной России.)

- Какие стороны народного характера Гоголь ценит более всего?

    - Как выражена вера писателя в силы, талант, светлое будущее русского народа, русского государства?

- Как выбор жанра («поэма») повлиял на изображение народа?

    - Какова роль лирических отступлений? Чем эти отступления отличаются от авторских? (В лирических отступлениях раскрывается образ Новой России. Понятие «лирическое отступление» отличается от понятия «авторское отступление», которое лишено ярко выраженной эмоциональной окраски (например, о тонких и толстых, о господах средней руки и т. д.)

    - По какому принципу расположены персонажи и лирические отступления, в чем разница такого расположения? Проследите по тексту. (Если образы поэмы расположены по линии нарастания пошлости, низменности и мертвенности, то лирические отступления сменяются по степени нарастания лирического напряжения, потому что автор не выражает свои чувства «просто так». В этом проявляется связь лирических отступлений с самими жизненными явлениями, которая составляет основной композиционный стержень «Мертвых душ» как поэмы.)

В первых главах мы больше встречаемся с юмором, иронией и грустными наблюдениями автора, но чем дальше идет повествование, тем отступления автора усложняются, лирическое напряжение нарастает и в конце поэмы слышим торжественное и волнующее пророчество о будущем народной Руси. Значит, логическая последовательность лирических отступлений определяется самим автором, они связываются его личностью, чувствами и оценками, так как в художественном произведении так или иначе все сводится к личности автора, а личность его проявляется во всем, начиная от кажущегося на первый взгляд случайного слова и кончая стилем, сложнейшей диалектикой души персонажа.

V. Подведение итогов урока

Наблюдения над средствами изображения героев, над прямыми авторскими оценками персонажей и явлений действительности, над лирическими отступлениями создают представление о тех нравственных нормах, с высоты которых Гоголь обличает крепостническую Русь. В поэме нет героя, близкого автору, как это было в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Евгении Онегине» А. С. Пушкина, «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Значимость творчества Гоголя достигается тем, что помещикам, чиновникам-взяточникам и Чичикову противопоставлен сам автор. Поэтому в авторских раздумьях выражаются нравственный идеал писателя, его мечта о «высоком достоинстве человека», его «великих и святых обязанностях». Именно с позиции этого идеала Гоголь судит «пошлость пошлого человека». Автор - человек своего времени, потрясенный бедами и страданиями своей Родины. Он мечтает о будущем благополучии народа России.

Домашнее задание

    1. Сравнить роль автора в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя.

    2. Каково место и роль авторских характеристик в системе изобразительных средств поэмы, служащих для создания образа?

3. Подготовиться к семинару по творчеству Гоголя.

    4. Индивидуальные задания: подготовить сообщения: а) Гоголь в художественной литературе; б) Гоголь в музыке; в) Гоголь в изобразительном искусстве.