Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество И. А. Гончарова
Образ главного героя в романе Обломов. Понятие обломовщина

Цели: помочь ученикам осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной; развивать навыки работы с критической литературой.

Методические приемы: беседа, работа по карточкам, обсуждение в группах, выразительное чтение, комментарии учителя, просмотр фрагментов видеофильма и их анализ.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, видеофильм «Несколько дней из жизни Обломова».

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания

Общая характеристика романа; проверка знания текста; беседа по анкете «Первое впечатление о романе».

II. Запись темы урока, эпиграфа

... капитальная вещь, какой равных давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова, перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет - это то, что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временной в настоящей публике. (Л. Н. Толстой)

Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить «Обломова». (И. С. Тургенев)

III. Слово учителя

«Едва мимоходом напьюсь чаю, как беру сигару - и к ней: сижу в ее комнате, иду в парк, забираюсь в уединенные аллеи, не надышусь, не нагляжусь. У меня есть соперник: он хотя и моложе меня, но неповоротливее, и я надеюсь их скоро развести. Тогда уеду с ней во Франкфурт, потом в Швейцарию, или прямо в Париж...»

Такое необычайное письмо получил от Гончарова его друг Лоховский летом 1857 г. из Мариенбада. Вы заинтригованы. Заинтригован был и Лоховский. А оказалось, что речь идет о главной героине нового романа Ольге Ильинской. Это и был знаменитый «Обломов». Летом 1857 г. в Мариенбаде Гончаров читал его И. С. Тургеневу и А. Фету. И грянул успех, который Л. Н. Толстой уверенно назовет «капитальным».

Чем же интересен для нас образ главного героя романа? Жизнь и судьба Ильи Ильича Обломова заставляет размышлять о сложнейших вопросах свободы воли, решать вопросы: как жить - «как нужно» или «как хочу»; размышлять о том, в какой мере пагубно насилие над человеческой личностью (даже с установкой «во благо»). Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от нее, не съеживался от ее прикосновений? В чем залог полноценного, деятельного бытия? Или жизнь и угасание Обломова - это допустимый, возможный, законный ее вариант? Роман не дает прямых ответов на эти вопросы. Но подробный и неторопливый рассказ о жизни человеческой будит сознание, тревожит чувства. Можно вспомнить по этому поводу замечательную лермонтовскую фразу: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа...» Давайте пристально всмотримся, не отвлекаясь на событийный ряд, в Обломова, в Штольца, Ольгу, Захара, Пшеницыну.

IV. Обсуждение в группах

Выступления по вопросам домашнего задания по первой части с зачитыванием и комментированием необходимого текста. (Вопросы № 1-6).

V. Обсуждение главы IX

Итак, все более полно раскрывается пред нами главный герой. И вдруг, отвлекшись о основного повествования, автор переносит нас в «райский уголок». Роман «Обломов» - роман, родившийся из сна. Мы сталкиваемся с интересным явлением: перед нами не само сновидение, а произведение, написанное по мотивам сна.

Первая часть сна. Экспозиция.

    - Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудесный край?

    - Что же снится Илье Ильичу? (Краткий пересказ главы IX).

    - Зачитайте описание утра, приснившегося Обломову. Каков полдень, вечер? Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки?

    - С какой целью автор использует пейзаж?

    Вторая часть сна. Чудесная страна.

    - Каков переход от первой части сна ко второй? (Он очень простой, на первый взгляд: «Потом Обломову приснилась другая пора...».)

    - Каким предстает перед нами мальчик Илюша?

    Третья часть сна. Обломову 13-14 лет.

    - Каков здесь механизм связки частей? (И снова мастерство Гончарова (внешняя простота перехода к следующей части): «Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет 13-14».)

    - Что происходит далее? (Знакомство с новыми героями, событиями из жизни героя (Захарка, Штольц, учение, бесенок).)

    - Обломовка - родовое имение героя. Какими предстают пред нами Обломовка и ее жители? (Выразительное чтение фрагментов.)

- В чем корни «обломовщины»?

Просмотр фрагмента фильма «Несколько дней из жизни Обломова».

    - Каким увидел маленького Илюшу режиссер Н. С. Михалков, снявший в 1980 г. фильм по мотивам романа Гончарова?

    - Сравните «ваш» образ Илюши и образ, созданный Михалковым. В чем сходство и в чем принципиальные отличия?

Запись выводов по образу главного героя.

- Какую роль в романе играет глава «Сон Обломова»?

VI. Подведение итогов урока

Итак, в конце части I автор ставит вопрос: что же победит в Обломове - жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»?

Домашнее задание

1. Первая - вторая части. Задание по группам (анализ глав):

    1) рассказ о Штольце (главы I-II второй части);

    2) взаимоотношения Обломова и Штольца. Обломов о светском обществе, его мечты и идеал жизни, план молодости, самокритичность (главы III-IV);

    3) Обломов и Ольга. Рассказ об Ольге Ильинской (глава V);

    4) развитие отношений Обломова и Ольги (главы VI-XII);

    5) третья часть. Новая квартира на Выборгской стороне у Пшеницыной. Образ Пшеницыной. Развитие отношений Обломова и Ольги.

    2. Индивидуальные задания: общая характеристика Ольги Ильинской и Штольца.

3. Творческие задания на выбор:

    1) сочинение-миниатюра «Столкновение мечты и действительности в жизни Обломова»;

    2) составить развернутый план «День Обломова»;

    3) найти в тексте романа персонажей, которые обладают обломовскими чертами. Какова роль этих персонажей?