Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество И. А. Гончарова
Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе Обломов

Цели: активизировать исследовательские, творческие навыки учеников; совершенствовать навыки анализа текста, монологической речи, навыки коллективной работы.

Методические приемы: коллективная творческая работа в группах, обсуждение, защита своей темы, работа с таблицей, комментарии учителя.

Примечание. В обсуждении принимает участие группа «экспертов» вместе с учителем.

Ход уроков

I. Творческая работа в группах

1-я группа: «Пейзаж и его функции в романе». Подберите эпиграф к ответу. Подумайте, как автор описывает природу. Приведите цитаты.

    - С помощью каких художественных средств удается автору передать состояние природы? За счет чего создается образность этих картин?

    - Какова роль пейзажей? (Картины пейзажей раскрывают состояние души героев, их характеры, образ жизни.) К каким эпизодам в жизни героев приурочены пейзажи?

    - К какому выводу вы пришли? Закончите ваш ответ наиболее яркой цитатой.

2-я группа: «Портрет как средство создания образа литературного героя». Вспомните, что такое протрет.

    - Докажите, что портретное описание героя является элементом создания его образа.

    - Найдите в тексте портреты главных героев, проследите, как отражают они их характеры?

    - Какие детали в облике героев автор описал наиболее подробно и почему?

Работу можно выполнить, составив следующую таблицу:

Найти в тексте романа

Обломов

Штольц

Возраст



Портрет



Костюм



Интерьер



3-я группа: «Сожаление о старом халате».

    - Какие детали использует автор при описании быта героев? Какую роль играют эти художественные детали (например, халат Ильи Ильича)?

    - Подробны ли описания интерьеров? Как интерьеры характеризуют героев? Подтвердите ваши рассуждения цитатами.

    - Какие художественные приемы использует автор, описывая быт героев?

4-я группа: «Особенности речи героев».

    - Вспомните содержание понятия «речевая характеристика». («Речевая характеристика - характеристика героя литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова и обороты, указывающие на его род деятельности, социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности».)

    - Проследите за речью Обломова и Штольца, Ольги и Агафьи Матвеевны, Захара. Указывает ли речь героев на то, о чем говорится в определении? Подтвердите ваши ответы цитатами из текста.

- К какому общему выводу вы пришли?

5-я группа: «Мотив еды и его функции в романе».

- Что было главной жизненной заботой в Обломовке и почему?

- Только ли физическое насыщение несет в себе еда?

    - Сохранилась ли эта традиция у Обломова в Петербурге, до и после женитьбы? Есть ли место еде в его мечтах?

    - Сравните отношение к еде Штольца, Ольги, Агафьи Матвеевны. Ответ подтвердите цитатами.

II. Творческое задание для всех групп

Напишите письмо Обломову (Штольцу, Ольге, Агафье Матвеевне, Захару) от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам.

III. Подведение итогов работы групп экспертами

Домашнее задание

Домашние сочинения по темам:

- Это «ядовитое» слово «обломовщина».

- Есть ли сатира в романе «Обломов»?

- В чем состоит трагедия жизни Обломова?

- Обломов - общечеловеческий тип.

- Обломов и Манилов.

- Ольга Ильинская и Татьяна Ларина.

- «Старое» и «новое» в русской жизни.

- Особенности жанра и композиции романа «Обломов.

Дополнительный материал

    О письменных работах по роману И. А. Гончарова «Обломов»*

* Волков С. // Литература. 2000. № 2.

В процессе изучения романа Гончарова «Обломов» целесообразно предлагать учащимся небольшие письменные работы, которые, с одной стороны, не займут много учебного времени, а с другой - позволят накопить материал для большого сочинения, еще раз потрудиться над достаточно объемным и сложным текстом романа.

Первая работа - «Жизнь в Обломовке и в воображаемом имении Обломова».

Тема предполагает сравнение двух отрывков: сна Обломова и разговора Обломова и Штольца в главе IV второй части, перешедшего в спор о двух противоположных системах жизни. Работа выполняется на уроке.

При встрече со Штольцем Обломов рассказывает ему о своих мечтах, о своей идеальной будущей жизни. Вначале он долго отрицает деловую жизнь Петербурга, которую ему навязывает Штольц. Затем, рассказывая о деревне (вот и главная параллель с Обломовкой!), где он будет жить, Обломов «извлекает из воображения давно уже нарисованные картины»; рассказанное им вполне можно считать его настоящей мечтой.

Будущее его место обитания действительно очень похоже на Обломовку: «погода прекрасная, небо синее-пресинее», везде тишина. Жизнь Обломова идет не торопясь, он смакует медленные утренние прогулки по саду, купание, чай. Прогулки с женой по «бесконечной темной аллее» - тоже неторопливость. Обломов хочет слияния с природой, идет «тихо, задумчиво», «ищет в природе сочувствия». В общем, прав Штольц, сказавший в этом месте, что Обломов - поэт.

Последующее наблюдение за обедом - «стук ножей» точно как в Обломовке; чтение; гости - «все одни и те же лица» говорят о постоянстве этой жизни («так до гробовой доски»). Об Обломовке заставляют вспомнить простота и естественность этой жизни, ее замкнутость.

Однако воображаемое имение - все же не Обломовка. Не такая уж простота эти «ноты, книги, рояль, изящная мебель».

«Идеал женщины Обломова тоже не прост, в нем есть два начала, причем одно из них встретится в Ольге, другое - в Пшеницыной. Сразу же после гуляния жена ждет Обломова на балконе, в блузе и чепце, и дарит ему роскошный поцелуй. Но тут же: «Чай готов!» Все это уравнивается: «Какой поцелуй! Какой чай!» Потом молчаливые прогулки по аллее и в лодке, чтение. Но нет здесь яркой страсти, которой Обломов боялся, - лишь спокойная любовь». (Роман Рубинштейн)

Вторая работа - сравнение Обломовки с городом Калиновом.

У этих двух мест очень много общего: замкнутость, отграниченность от мира, особое течение времени внутри - и одновременно имеются существеннейшие различия. Связаны они с различным авторским отношением к изображаемой жизни (весьма характерно, что и Обломовка, и Калинов при этом выступают как микромодели русской жизни вообще). Если для Островского мир города Калинова страшен и давящ, то для Гончарова в обломовской жизни присутствует большая доля поэзии.

Выполняя письменную работу, ученики находят весьма любопытные детали, делают подчас весьма тонкие наблюдения, которые необходимо обобщить при последующем обсуждении работ.

«Обломовка - это замкнутый идиллический мир, который очень гармоничен. Все, что в нем происходит, является естественным для ее обитателей; здесь протекает спокойная, размеренная, обыденная жизнь. Все, что не принадлежит к этому миру - письмо из города, неизвестный мужик в овраге, - непривычно и чуждо обломовцам. В этом смысле Обломовка очень похожа на Калинов, только жизнь в ней счастлива, а в Калинове - разрушительна. Поэтому и конец обоих миров будет разным: замкнутость Обломовки кончится постройкой дороги, связывающей ее с внешним миром, а «начало конца» Калинова, связанное с самоубийством Катерины и реакцией на это народа, свидетельствует о внутреннем разрушении Калинова.

Автор относится к Обломовке со смешанным чувством иронии и восторга перед ее тихой жизнью. Калинов же является и представляется автором миром зла. Но в Калинове жизнь накалена, а в Обломовке она всегда тиха и может скоро наскучить...» (Михаил Кузьмин)