Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество И. А. Гончарова
Контрольная работа по творчеству И. А. Гончарова

Цели: обобщение, учет и контроль знаний; развитие аналитических способностей учащихся.

Методические приемы: письменная работа по карточкам с творческими заданиями.

Ход уроков

    Вариант I

1. Д. И. Писарев говорил, что содержание и сюжет романа «Обломов» могут быть рассказаны в двух-трех строчках.

- Кратко передайте сюжет романа.

    - Какие главные события лежат в основе каждой из четырех частей романа?

    - Некоторые критики считали, что в романе два сюжета: Обломов - Ольга, Штольц - Ольга. Другие говорили о едином сюжете - превращении Обломова в «живой труп». Какова ваша точка зрения?

2. Вспомните начало романа «Обломов».

- В чем необычность этого начала?

- Чем обусловлен выбор места действия?

    - Почему героем писатель сделал не старца, не больного, не переутомленного трудами человека, а мужчину цветущего возраста - лет тридцати двух-трех от роду?

- Чем писатель объясняет постоянное лежание Обломова?

3. Попробуйте представить себе характер Обломова и мир, который его окружает.

    - Какую роль для понимания характера Обломова и его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями (гостями) в главах II-IV первой части романа?

- Чем Обломов выше своих гостей?

- Почему писатель иронизирует над ним в этих сценах?

4. Критик Ю. Елагин писал в 1892г.: «Гончаров, с точки зрения своей доктрины, просто хотел обличить помещичью лень, но, как всегда, увлекшись своим талантом рисовальщика, создал ряд картин, которые свидетельствуют не о русской лени и праздности, а о лучших, благороднейших чертах русского характера».

- Какие черты Обломова подчеркивает автор в первую очередь?

- О каких «лучших, благороднейших» чертах пишет критик?

5. Критик А. В. Дружинин заметил: «Между Обломовым, который безжалостно мучит своего Захара, и Обломовым, влюбленным в Ольгу, может, лежит целая пропасть, которой никто не в силах уничтожить».

- Действительно ли Обломов «мучит своего Захара»?

- Каково отношение Захара к своему барину?

    - Правда ли, что автор делит героя «на двух» Обломовых, между которыми «лежит целая пропасть»?

- Какова идейно-композиционная роль Захара в романе?

6. Покажите условность картин главы IX первой части романа: черты идиллии ушедшего «золотого века», чуждые современной жизни; четкие картины, лишенные неопределенности и фантастических связей реального сна, и т. д.

Вариант II

1. Автор, рисуя детство Обломова лирически любуется жизнью героя, а в то же время, резко критикует ее, доходя до сатиры, отмечая отсутствие духовной жизни у обломовцев, которую им заменял мир сказки, легенды, мифа.

    - Чем можно объяснить эту двойственность Гончарова по отношению к Обломовке?

2. Восстановите историю жизни Обломова в молодости (главы V-VI первой части).

    - Как в этой истории сказались задатки натуры героя, заложенные еще в детстве?

    - Почему Обломов порвал со службой и с обществом?

    - О каких мечтах и «внутренней вулканической работе пылкой головы, гуманного сердца» говорит писатель? Как они связываются у Обломова с жизнью?

3. Отметьте положительные качества Обломова, о которых упоминают автор, Штольц, Ольга (оформите в виде таблицы). Покажите, что иногда Обломов не чужд самокритичности и даже самобичевания. Обратите внимание на отношение героя к музыке, проанализируйте одну-две сцены, в которых автор живописует любовное чувство Обломова, его нежность, мечты о счастье, высокое уважение к женщине.

4. Сравните два письма Обломова: одно, незаконченное, к хозяину дома (глава VIII первой части), другое - к Ольге (глава X второй части).

    - Почему во втором письме - свободная речь, образность, мысль, чувство?

    - Как оценили письмо Ольга (в этой же главе) и Штольц (глава IV четвертой части)? Можно ли согласиться с их оценками?

5. «У Штольца идея собственного благополучия неотделима от мысли о труде. Желание отвоевать достойное место в жизни, пользоваться уважением, получить доступ в высший социальный слой - достаточный импульс, чтобы пробудить его к действию. Вместе с тем существование без труда и борьбы кажется ему неинтересным» (Ю. М. Лотман).

    - Действительно ли «существование без труда и борьбы» кажется Штольцу неинтересным?

    - Какие побудительные мотивы героя к действию остались не перечислены критиком?

6. Проанализируйте два-три эпизода, в которых сказались страх Обломова перед жизнью, неумение и нежелание, трудиться, надежды на «авось», «может быть», атрофия воли, инертность, барская спесь и т. д.

    - Как сочетаются в Обломове вспышки страсти с пассивностью и даже эгоизмом?

    - Каков его идеал любви, семейной жизни, человеческой жизни вообще?

- Сказалось ли на Ольге общение с Обломовым? Как?

    Вариант III

1. М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «Прочел Обломова и, по правде сказать, обломал об него все свои умственные способности. Сколько маку он туда напустил! Даже вспомнить страшно, что это только день первый и что таким образом можно проспать 365 дней... Что за избитость форм и приемов!».

    - Каковы ваши впечатления от чтения первого дня жизни Обломова. Похожи ли они на те, о которых пишет Салтыков- Щедрин?

    - Чем можно объяснить такое растянутое повествование о первом дне героя? Оправдано ли оно?

    - В чем увидел Салтыков-Щедрин «избитость форм и приемов»? Можете ли вы ему возразить?

2. «...Обломовы выдают всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине» (А. В. Дружинин).

    - Как показывает Гончаров «прелесть», «слабость» и «грустный комизм» Обломова?

    - Как все эти и другие черты характера героя раскрываются «именно через любовь к женщине»?

- В чем трагедия жизни героя романа?

3. Обломов окружен обломовцами большими, чем он сам. «Да я ли один? - говорит он Штольцу. - Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов... не пересчитаешь: наше имя легион!».

    - Подтвердите фактами эти слова Обломова, указав черты обломовщины в его знакомых, в частности в Тарантьеве.

    - Можно ли рассмотреть Обломова как национальный и больше - как общечеловеческий тип?

4. Представьте черты реально существующего социального типа, верно схваченные писателем и положенные в основу образа Штольца.

- Типичен ли образ Штольца?

    - Есть ли в Штольце черты обломовщины? Отметьте их. Каковы их биографические и общественные истоки?

- Почему цель жизни Штольца не удовлетворяет Обломова?

5. Можно ли сравнить Ольгу Ильинскую с Татьяной Лариной? В чем сходство? В чем различие? Чем вы объясните это различие?

6. «Между Обломовым и Ольгою развертывается роман бурный и предельно духовный. Вместо «обытовления» человека, столь характерного для первой части романа, совершается «одухотворение» быта, в своих обычных приметах он исчезает на время любви...» (Е. Л. Краснощекова).

    - Почему роман Ольги и Обломова - «бурный и предельно духовный»?

    - Что означает «обытовление» главного героя? Как этот процесс обрисован писателем?

- Происходит ли «на время любви» «одухотворение» быта?

Уроки 67-68. Контрольная работа по I полугодию