Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику В. И. Сахарова, С. А. Зинина Литература XIX века 10 класс
Творчество И. С. Тургенева
Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми (главы 5-11)

Цели: проанализировать образы главных героев романа; обучить составлению опорного конспекта; сделать вывод об основном конфликте романа.

Методические приемы: составление таблицы, характеристика героев, составление опорных конспектов, сообщение ученика.

Ход урока

I. Составление характеристики героев

Для каждого героя составляется таблица следующего вида:

Герой

Характеристики

Информация в тексте романа


Внешность



Происхождение



Воспитание



Черты характера, образование.



Общественно-политические взгляды



Отношения с окружающими



Речь, лексика


II. Составление и работа с опорными конспектами

    1. Система образов романа «Отцы и дети». Сообщение ученика.

    2. Кольцевая композиция (через нее показана эволюция героя).

Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных - он главное действующее лицо. Все остальные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттесняют те или иные его черты, подчеркивают его превосходство, ум, силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.

Хронология романа позволяет установить, что личность Базарова формировалась в условиях общественного подъема. Он учился в Медико-хирургической академии в 1855-1859 гг., то есть был уже вполне сформировавшимся человеком.

III. Взаимоотношения Базарова с Н. П. и П. П. Кирсановыми, с народом

Задание. Перечислить основные события, описанные в главах 5-11.

    - Как вы думаете, какой основной общественный конфликт лежит в основе романа? В столкновении каких героев он раскрывается особенно отчетливо?

    - Какие первые впечатления сложились у Базарова и Кирсанова друг о друге. На основании чего они возникли? Знал ли что-нибудь Базаров о людях, к которым он приезжает в гости? (Аркадий ему лишь говорил, что его родители - «добрые люди». Аркадий позднее рассказывает биографию дяди. Н. П. Кирсанов тоже ничего не знает о Базарове; Н. П. Кирсанов-мало: по дороге Аркадий аттестовал своего друга как доброго приятеля, чудесного малого. Значит, главное - внешний вид, облик героя.)

    - Что особенно выделил автор в портрете Базарова? Что дает портрет для понимания характера этого человека? (Иронию и спокойствие выдает улыбка Базарова, самоуверенность и ум видны в его лице. Одежда обличает в нем демократизм и простоту привычек; обнаженные красные руки говорят о трудной судьбе. То, что это не дворянин, а человек другого круга, Кирсановы увидели сразу. Даже прическа им многое сказала. «Волосатый» - разночинцы были ненавистны дворянам.)

    - Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание? (Аристократизм, изысканность вкусов, стремление к франтовству и желчность характера; архаичность и бессмысленность аристократизма сразу бросаются в глаза. Обратите внимание - совсем не порок, если за красивой внешностью скрывается глубокая натура. Весь вопрос в преувеличенном внимании Петра Петровича к своей одежде.)

    - Что вы можете сказать о Николае Петровиче? (Выглядит более демократично, его не смущает запыленная одежда, но и у него все-таки «пальто и клетчатые панталоны», а не «балахон с кистями». Базаров увидел в нем доброту и робость. По описанию его прошлого мы видим, что он стремится не отстать от века.)

    - Каковы у Базарова взаимоотношения с простым народом?

Зачитайте соответствующие отрывки из текста романа, прокомментируйте (главы 5, 10), сделайте вывод.

    - Найдите в тексте ответ на вопрос: как понимают нигилизм отцы и дети?

    - С каким новым героем знакомимся в главе 5?

    - Как относится Базаров к искусству? Зачитайте его афоризм (глава 6).

    - Как реагирует на его слова Аркадий? Вспомните, как Николай Петрович читал Пушкина по дороге (главы 6, 10).

    Задание. Глава 7. Расскажите историю жизни Павла Петровича.

    - С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди? (Пытается оправдать поведение своего дяди.)

    - Как воспринял ее Базаров? Верна ли фраза Аркадия, что Павел Петрович «скорее сожаления достоин, чем насмешники», можно ли согласиться с Аркадием? (Базаров не принимает образ жизни П. П. Кирсанова. Тургенев трижды устами Аркадия признает Павла Петровича «несчастным», который «скорее сожаления достоин, чем насмешники». Притом биография Павла Петровича рассказана не автором, а Аркадием, поэтому косвенным образом она характеризует самого Аркадия. Павел Петрович вошел в жизнь по проторенной дороге - пошел по стопам отца.)

    - А по каким стопам идет Базаров? (Его слова - «Всякий человек сам себя воспитывать должен».)

Вывод. Базаров и братья Кирсанова - люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности между ними должен произойти конфликт.

    - Что можно сказать о хозяйстве Николая Петровича? (Глава 8.)

Задание. Проведите параллель с содержанием романа и биографическим фактом из жизни писателя:

«... войдя в законное владение имением в Спасском-Лутовинове после смерти матери, Тургенев распустил значительную часть дворовых на свободу, а пожелавших того крестьян перевел с барщины на оброк. Он всячески содействовал общему освобождению и крестьянам, желающим откупиться на волю, уступил пятую часть установленной в те годы выкупной суммы, за усадебную землю не брал ничего, безвозмездно передавая ее в собственность крестьянам. В последний год спасской ссылки Тургенева управляющий взял расчет. В два года он довел дело того, что доходов не хватало на его жалованье, а на прожиток хозяина не приходилось ни копейки. Оставшись неумелым хозяином огромного, но запущенного поместья, писатель беспомощно разводил руками или успокаивал себя пословицей: “Перемелется - мука будет”».

«Я объездил все свои деревни, - сообщал он П. В. Анненкову, - и, должно быть, показался моим крестьянам глуповатым малым». При продаже урожая он продешевил пшеницу; ухитрился купить дрянных лошадей; возводимые под его присмотром постройки едва не развалились... Хлопотал он страшно, и к зиме начал привыкать к своему безнадежному положению.

Лето 1860 г. Тургеневу суждено было пережить утрату надежд на единство с народом. Жизнь показала, что между помещиком и мужиком разверзается пропасть. Еще за два года до манифеста Тургенев завел в Спасском ферму, перешел к обработке земли вольнонаемным трудом, но никакого нравственного удовлетворения он не почувствовал. Мужики не хотят подчиняться советам помещика, не желают идти на оброк и вступать в соглашения с господами («... народ... в надежде, что... выйдет еще указ - и землю отдадут даром, или царь ее подарит...»).

IV. Анализ идеологического конфликта в романе

В главе 10 происходит открытый идеологический конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми. Разберемся в их споре.

    - Как вы думаете, что преобладает в главе: описание, повествование, диалог? (Диалог этой главы и большинства других является характерной особенностью композиции романа.)

    - Как можно объяснить такое количество диалогов в романе? (Большое количество споров обусловлено содержанием романа. Наличие острого конфликта придает произведению драматичность, а преобладание в манере изложения диалогов с авторскими замечаниями, напоминающими ремарки, говорит об известной сценичности романа; вот поэтому роман много раз инсценировался.)

    - Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь? (Основные линии спора:

    - об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам;

    - о принципе деятельности нигилистов;

    - об отношении к народу;

    - о взглядах на искусство и природу.)

    1. Первая линия спора.

    - Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и ее принципах. Глава 8 - зачитайте отрывок по ролям, прокомментируйте; кто победил в споре? (Из этого диалога следует, что Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения; их самоуважение важно, так как общество строится на личности. Эту кажущуюся стройной систему Базаров разбивает простыми доводами. Разговор о том, что аристократия даровала Англии свободу - «старая песня», многое изменилось после XVII в., поэтому эта ссылка Павла Петровича не может служить доводом. Убеждения, что аристократы - основа общественного блага, разбиваются наголову меткими замечаниями Базарова, что от аристократов нет никому никакой пользы, их основное занятие - ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм - бесполезное слово. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.)

    - Каков итог этого спора? (Павел Петрович «побледнел» и не заводил больше разговора об аристократизме, - тонкая психологическая деталь Тургенева, передающая поражение Павла Петровича в этом споре.)

    2. Вторая линия спора.

Вторая линия спора - о принципах нигилистов. Зачитаем отрывок из текста. Павел Петрович еще не сложил оружия и хочет опорочить новых людей в беспринципности. «В силу чего вы действуете?» - спрашивает он. И оказывается, что у нигилистов есть принципы, есть убеждения.

    - Каковы принципы нигилистов, что они отвергают? (Нигилисты действуют обдуманно исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, т. е. самодержавие, религию, таков смысл слова «все». Базаров замечает, что «свобода», о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность.)

    - Но какие недостатки можно заметить во взглядах Базарова? (Строить на разрушенном листе он не считает своим делом. У Базарова нет положительной программы.)

    - Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова? (Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым.)

    - Есть ли в романе единомышленники Базарова? (Нигилистами себя считают Ситников и Кукшина.)

    - Что мы знаем об этих героях? (Ситников хлопочет по откупам отца; Кукшина «действительно помещица», - так говорит она о себе, исправно управляет своим имением.

    Оба героя восприняли лишь внешнюю форму нигилизма. «Долой Маколея!» - гремит Ситников. Но тут же остановился. «Да я их не отрицаю», - проговорил он. (Маколей - английский буржуазный историк, защищающий интересы крупной буржуазии.) Так коротко Тургенев показывает вздорность этого отрицания. В Кукшиной все неестественно. И за этой поддельностью все некрасиво и пошло.)

    - В чем разница отношения автора к Базарову и Кукшиной с Ситниковым? (Тургенев с уважением относится к Базарову и с иронией, пренебрежительно к Ситникову и Кукшиной, потому что убеждения Базарова глубже и искреннее, а у этих людей они фальшивы. Кукшина - карикатура на тех, кто рядится под новых людей. Подобные ей не могут быть настоящими учениками Базарова, так как у них нет идеологической основы нигилизма. Ситников и Кукшина - подражатели Базарова, оттеняют серьезность, искренность, глубину подлинного нигилиста Базарова.)

    3. Третья линия спора о русском народе.

    - Каким же представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитайте и прокомментируйте. (По мнению Павла Петровича, русский народ - патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества. Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс».

    У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.)

    - Кого же крестьяне скорее признают? Докажите текстом. (Базаров вставал утром рано (не как баре), со слугами разговаривает без барского тона, хотя и подтрунивает над ними; Дуняшу не могло не привлечь, что Базаров обратился к ней на «Вы» и спросил ее о здоровье. Фенечка чувствует себя с Базаровым тоже свободно. Павел Петрович не умеет разговаривать с крестьянами, он сам признает это. Для него крестьяне - грязные мужики, без которых, правда, не обойтись.

Николай Петрович, вынужденный больше общаться с крестьянами, более демократичен, он называет камердинера «братцем», но сами простые люди относятся к Кирсановым, как к господам, а Павла Петровича боятся.)

    - Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Что вы можете отметить в языке Базарова и Павла Петровича? (Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок (песенка спета; слыхали мы эту песню много раз...; туда и дорога; от копеечной свечи Москва сгорела). Павел Петрович не использует в речи пословицы, искажает слова (эфто), использует много иностранных слов.)

    4. Четвертая линия спора.

Четвертое направление в споре - расхождения во взглядах на искусство и природу.

    - Павел Петрович, побежденный во всем остальном, нашел слабое место у Базарова и решает взять реванш. Он считает, что нигилизм, «эта зараза», уже далеко распространился и захватил область искусства. Зачитайте. Прав ли Павел Петрович, говоря так о художниках-шестидесятниках? (И да, и нет. Прав, понимая, что новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Не прав же Павел Петрович в том, что художники-передвижники, как он считает, абсолютно отказывались от традиций. Он говорит, что новые художники «бессильны и бесплодны до гадости».

    Базаров же отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его».)

    - Вспомните, что еще Базаров говорит об искусстве в других главах? Как можно оценить эту позицию? (Базаров плохо знает искусство. Он не занимался искусством не потому, что не мог, а потому, что его интересовала только наука, так как он видел в науке силу. «Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта». Пушкина не знает и отрицает. Это было свойственно части демократической молодежи 60-х годов, которая отдавала предпочтение изучению науки. Но Павел Петрович - так как не может судить об искусстве, прочитав штук 5-6 французских книг в молодости, и кое-что по-английски. Русских современных художников он знает только понаслышке.)

    - Кто же является противником Базарова в споре? Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова и П. П.? (Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.)

    - Как же смотрит Базаров на природу? (Он не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь. По Аркадий и Николай Петрович не спорят с ним, а возражают в форме робких вопросов.)

    - Как решается эта линия спора? (В главе 11 появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты. Так решается последняя линия спора.)

V. Подведение итогов урока

Закрепление знаний по теме «Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших» может быть проведено в форме опроса.

    - Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?

- Докажите, что аристократизм - «бесплодный принцип».

- Есть ли у нигилистов принципы? Докажите.

    - Прав ли Тургенев, называя Базарова революционером? Каково отношение героя к реформам?

- Какова позиция Кирсановых по отношению к реформам?

- В чем слабая сторона взглядов Базарова?

    - Как относятся к народу Базаров и Кирсановы? Чьи взгляды являются прогрессивными?

    - Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Почему у него такие взгляды?

    - Чувствует ли Базаров красоту природы? Из чего он исходит в своем отношении к ней?

- Чувствуют ли себя Кирсановы побежденными?

Домашнее задание

Выпишите из романа цитаты, объясняющие отношение главных героев (Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия, Базарова, Одинцовой, Кати, Фенечки, княгини Р.) к любви и к ее месту в жизни человека.