Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику В. И. Сахарова, С. А. Зинина Литература XIX века 10 класс
Творчество Н. А. Некрасова
Горькая доля народа пореформенной России

Цели: создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства; пробудить интерес к поэме.

Методические приемы: лекция учителя, выразительное чтение, анализ текста.

Ход урока

I. Запись темы, эпиграфа, плана урока

Эпиграф:

Зрелище бедствий народных

Невыносимо, мой друг...

      Н. А. Некрасов

План

1. Исторические сведения о крестьянской реформе 1861 г.

    2. Несчастливая жизнь многомиллионного русского крестьянства после «освобождения».

3. Жанр, композиция поэмы.

II. Историческая справка. Слово учителя

19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.

Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп – временно-обязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).

Установление временно-обязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы.

Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же помещику с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы.

Литература того времени имела бурный характер. Сами за себя говорят произведения, написанные в то время - это и «Что делать?» Чернышевского, и «Отцы и дети» Тургенева, а также произведения Лескова, Писемского и других русских писателей.

Как же воспринял Н. А. Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения? Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют, в частности, воспоминания Н. Г. Чернышевского: «В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! - говорил Некрасов. - Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать даже его».

III. Сообщение о жанре, композиции поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

«Кому на Руси жить хорошо» нельзя назвать поэмой в обычном смысле, но это также и не роман в стихах, это скорее всего народная эпопея, впитавшая в себя наследие древнерусского былинного эпоса. Герои «Кому на Руси жить хорошо» наделены исконно русскими чертами характеров, они переживают народное горе и народное счастье.

    Начало поэмы «Кому на Руси жить хорошо» - со знаменательными названиями губернии, уезда, волости, деревень – приковывает внимание читателя, прежде всего, к бедственному положению народа. Очевидно, горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временно-обязанных мужиков и оказывается исходной причиной возникшего спора о счастье как материальном благополучии.

Поспорив, семь крестьян отправляются в дорогу по России в поисках счастливого человека. Отправимся и мы с ними.

Образ широкой дороженьки открывает первую главу поэмы.

IV. Выразительное чтение начала главы «Поп». Беседа

    - Какими художественными средствами пользуется Некрасов, рисуя деревенский пейзаж?

    - В чем особенности авторской речи в поэме? (Противопоставления: широкая дороженька, но песчана и глуха; хороша весенняя природа, но невесело глядеть на поля с бедными всходами. Возникают с первых строк тревожные мысли о народной судьбе, которая переходит в предчувствие надвигающейся беды и неблагополучия. Не случайно картина заканчивается горьким риторическим вопросом: «Какое счастье тут?..»

    Авторская речь сливается с крестьянской («Недаром в зиму долгую...»), встречаются просторечные формы, характерные для народной поэзии, - дороженька, березками, копеечка; искажения — далеко протянулася; повторы - стоят деревни старые, стоят деревни новые...; краткие прилагательные- нарядны, песчаны, глуха; фольклорные приемы - олицетворения (обращение к избам как к живому существу); устойчивые синтаксические формы - «как им легко ли, трудно ли...»; включаются малые фольклорные жанры: загадки - «пришла весна - сказался снег...», поговорки: «солдаты шилом бреются...». Авторская речь близка к народной и по интонации, и по синтаксическому строю.)

Связь с народным творчеством и живой крестьянской речью придает стихам подлинно народное звучание, делает поэму близкой и доступной пониманию не только интеллигента, но и слушателя-крестьянина.

    - Сопоставьте строки, где о весне говорит автор, и стихи, где она воспринимается глазами странников-правдоискателей:

Пришла весна - сказался снег!

...

Вода - куда ни глянь!

Поля совсем затоплены,

Навоз возить - дороги нет,

А время уж не раннее -

Подходит месяц май!

Луга, леса поемные,

Ручьи и реки русские

Весною хороши.

Но вы, поля весенние!

На ваши всходы бедные

Невесело глядеть!

    (Сопоставление говорит о том, что сам автор смотрит на мир глазами народа, думает его думами.)

    - Какую роль играет в поэме описание деревень, природы? (Авторское описание природы, сел, деревень, через которые идут странники (пейзаж из второй главы) дается в неразрывном единстве с жизнью крестьянина («жаль бедного крестьянина»). В воображении читателя возникает образ земли, лишенной жизни, - «зелени ни травки, ни листа», «лежит под небом пасмурным», «как мертвец без савана», «чернехонько», «печальна и нага». Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездоленности, горя. С особой силой звучит этот мотив и в описании деревни Клин — «селенья незавидного»:

Что ни изба - с подпоркою,

Как нищий с костылем;

А с крыш слома скормлена

Скоту. Стоят, как остовы,

Убогие дома.

Ненастной, поздней осенью

Так смотрят гнезда галочьи,

Когда галчата вылетят

И ветер придорожные

Березы обнажит...

    То же самое в описании «богатого», «торгового» села Кузьминского с его грязью, училищем, «пустым, забитым наглухо», избой «в одно окошечко, с изображеньем фельдшера», «лавками», питейными заведениями.)

Вывод. Все описания - убедительное свидетельство того, что в «жизни крестьянина, ныне свободного, бедность, невежество, мрак». В то же время описания дают представление о духовных богатствах крестьянской души, о талантливости народа. Возникает живая картина, помогающая остро почувствовать, как бедна, бесправна и в то же время талантлива крестьянская Русь. Самый облик крестьян, а еще более - их рассказы, убеждают, что счастье мужицкое - «дырявое с заплатами», «горбатое с мозолями», что и после реформы жизнь крестьянина-труженика лучше не стала.

Перед нами проходят крестьяне разного возраста и положения, из разных мест - питерский каменотес, чей облик и слова вызывают мысль о нравственной и физической красоте человека, любящего труд и умеющего трудиться, белорусский крестьянин, деревенская старуха. Эти географические приметы раздвигают границы действия до широких пределов.

V. Чтение и анализ глав «Крестьянка», «Демушка», «Трудный год»

    - Рассказать о жизни Матрены Тимофеевны. (Подневольное положение женщины в семье, вечные унижения, деспотизм семейных отношений, постоянная разлука с мужем, вынужденного уходить на заработки, страдания матери, потерявшей сына-первенца, материальная нужда: пожары, падеж скота, неурожаи; угроза остаться солдаткой - самым бесправным и несчастным человеком. Вся история жизни Матрены Тимофеевны доказывает справедливость ее слов:

    Не дело между бабами Счастливую искать!..)

    - Какие фольклорные жанры используются в рассказе Матрены Тимофеевны о жизни? Почему к ним обращается Некрасов? (Фольклорные жанры - песни, плачи, причитания - усиливают эмоциональное впечатление, помогают выразить боль и тоску, ярче показать, как горька жизнь Матрены Тимофеевны. Песни, которые поет Матрена Тимофеевна, воспринимаются как общеизвестные, повсеместные. Их знают и «хором» подхватывают странники-правдоискатели. Голос Матрены Тимофеевны — это голос самого народа. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни - это и рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины-матери, которая в пореформенную эпоху осталась столь же угнетенной и бесправной, это и до 1861 г.)

Итак, в народе живет убеждение:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!..

    - Что же открывается в народе мужикам-правдоискателям и стоящему за ними автору? - ответим на этот вопрос на следующем уроке.

Домашнее задание

    1. Читать первую часть глав «Пьяная ночь», «Последыш», «Крестьянка».

2. Задания по главам из первой части:

Задание для всего класса: выразительное чтение следующих эпизодов:

- «Играет солнце вешнее...» - «Лебедками плывут»;

- «Не ветры воют буйные...» - «У праздника народ!»;

- «По всей по той дороженьке...» - «Палят по мужикам!»;

- «Дорога многолюдная...» - «Дозваться мужиков?..»;

- «Вдруг песня хором грянула...» - «Идет огнем-тоской!..».

Задания по группам:

1-я группа. Выразительное чтение по ролям сцены: «Дорога стоголосая гудит!» - «Того гляди, убьет, убьет!..». Ответить на вопросы:

- Как раскрывается народный характер в этой сцене?

    - Как создает автор образ живой, разноликой, шумной народной толпы?

    - Почему сказанное каждым действующим лицом от себя воспринимается как присущее крестьянству в целом?

2-я группа. Задания по главе «Последыш».

Перечитать эпизоды, рисующие крестьян деревни Вахлаки, и обосновать справедливость одной из двух точек зрения Пахома («Здесь богатырь народ!») или дяди Власа («Куда уж нам бахвалиться, недаром вахлаки!»). Ответить на вопросы:

- Почему в повествовании автора включены рассказы вахлаков?

    - Почему каждый из крестьян (Влас, Агап Петров, Клим Лавин, Игнат) высказывает свою точку зрения на отношения между крестьянами и помещиками, сложившиеся на Вахлачине?

    - Определить позицию каждого из них и сделать вывод о развитии самосознания и о психологии крестьян.

3-я группа. Задания по главе «Последыш».

Подготовить сообщение «Образ Савелия - богатыря святорусского».

    - Какие представления о Савелии возникли у вас в процессе чтения?

Перечитать эпизод: «Как вы терпели, дедушка?» - «Под розгами, под палками по мелочам ушла». Разделить текст на части, определить тему и раскрыть смысл каждой из этих частей. Ответить на вопросы:

    - Почему образ именно богатыря Святогора появляется в главе о Савелии?

- В чем смысл «любимых слов»-рассуждений Савелия?

    - Как понимать «терпение», к которому призывает Савелий Матрену Тимофеевну?

4-я группа. Подготовить сообщение «Образ Матрены Тимофеевны». Перечитать текст «Крестьянки» и доказать, что образ Матрены Тимофеевны дан в развитии. Найти в тексте эпизоды, подтверждающие справедливость ее слов: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!..» Постарайтесь постичь характер героини в каждом из этих эпизодов и в их сцеплении. Сделать обобщение.

    - Почему рассказ о Савелии ведет Матрена Тимофеевна и почему в него, в свою очередь включен рассказ самого Савелия о своей жизни?

Подготовить выразительное чтение и сделать наблюдения над особенностями речи Матрены Тимофеевны. Найти в тексте рассуждения, которые свидетельствуют о противоречивости ее характера.